Кто есть кто в русских народных сказках? Всем нам привычны образы Василисы Прекрасной (или Премудрой), Иванушки (Дурака или Царевича), прекрасной царевны, Кощея Бессмертного, Бабы Яги и царевны-лягушки. Но часто ли мы задумываемся о том, что эти образы отсылают нас к представлениям древних славян о божествах, населяющих мир?
В одной из статей на моем канале говорится о структуре мира в славянский мифологии, которая четко прослеживается в сюжете любой русской народной сказки (если у вас есть желание, можете ее прочесть). Однако в той статье тема божеств, населяющих этот мир, не затрагивалась.
Разберем персонажей сказок по порядку:
Василиса Прекрасная/Премудрая или любая другая царевна. В чем заключается ее функция в сказке? Она либо попадает в темное/злое царство, откуда ее вызволяет герой, либо сама идет спасать героя из загробного мира. В ходе сказки она так или иначе зачастую умирает, отправляясь в царство смерти, и воскресает, возвращаясь домой. Почти в любой мифологической системе присутствует божество умирающей и воскресающей природы (самое известное - греческая Персефона). И нашу царевну можно отнести к этой категории божеств, так как с уходом меркнет мир, а с возвращением природа оживает.
Иван Дурак/Царевич, тоже курсирующий между мирами, как и его Царевна, относится к божествам умирающей и воскресающей природы. К ним же можно отнести и Снегурочку.
Рассматривая главных героев сказки как божеств, нужно иметь в виду еще и тот факт, что герой, отправляющийся на поиски утерянной любви, одновременно может считаться и шаманом (так как он осуществляет возвращение человека из мира мертвых).
О Бабе Яге говорилось и в предыдущей статье. Она — проводник между миром живых и мертвых. «Костяная нога» - наполовину живой, наполовину мертвый персонаж. Напоминает Хель из мифологии древних Скандинавов? Иногда таких проводников в сказке встречается целых три, а это означает, что мир мертвых тоже делится на три уровня.
Кощей Бессмертный — мертвый повелитель царства мертвых, задача которого состоит в том, чтобы не допустить возвращение мертвецов к жизни. Ему в этом помогают разные чудовища, например, многоглавый Змей Горыныч.
Царевна-Лягушка заслуживает отдельного упоминания в связи с Кощеем Бессмертным. Как и большинство других царевен, она — символ божества умирающей и воскресающей природы, однако связано это не с тем, что она умирает в результате злого умысла людей, а с тем, что она — дочь Кощея, периодически выбирающаяся к людям.
Если вам понравилась данная статья и вы хотите увидеть подробный разбор русской народной сказки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал!