Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

Хрупкий Yes

К концу 1971 года британская группа прогрессивного рока Yes уже определила свой стиль, закреплённый на выпущенном в начале года альбоме The Yes Album. Альбом был записан в классическом роке начала семидесятых, но средствами рока были реализованы не характерные для традиционного рока протяжённые многочастные композиции с многочисленными инструментальными интермедиями, сменой тональности по ходу пьесы и мелодическим разнообразием в рамках одного трека. Из шести композиций на альбоме The Yes Album четыре были неформатными - в семь и более минут. Группа получила прекрасную прессу и обзавелась большой группой почитателей, понявших и принявших такую стилистику.

Тем неожиданнее, что в конце года ребята выпустили альбом Fragile, который по сравнению с предыдущей работой звучал гораздо камернее и хоть и имел три протяжённых номера, но все остальные были сверхкороткими.

К этому времени в группе произошли два ключевых изменения - пришли гитарист Стив Хоу и клавишник Рик Уэйкмен. Стив был гитаристом, использовавшим манеру игры, характеризующуюся смесью сольной линии и аккордного аккомпанемента - техника чрезвычайно сложная и интересная. Рик Уэйкмен, имевший окончательно и бесповоротно классическое музыкальное образование, тем не менее уже успел поаккомпанировать Дэвиду Боуи, а через год ещё и примет участие в записи альбома Блэк Саббат Sabbath Bloody Sabbath. Профессионалу всё равно в каком стиле реализовывать своё музыкальное видение. Возможно присутствие двух столь ярких личностей и обусловило наличие множества коротких номеров на альбоме, поскольку большинство из них авторские. Вот, например, сольный номер Стива Хоу Mood For The Day, где он иллюстрирует свою сольно-аккордную манеру игры.

Фактически это произведение для классической гитары, вошедшее в альбом рок-группы с подачи её гитариста. Не отстал в этом плане и второй "классик" Рик Уэйкмен. Он обработал третью часть Allegro giocoso из четвёртой симфонии Иоганнеса Брамса, причём использовал современные клавишные инструменты. Свою аранжировку Рик назвал Cans And Brahms ("Банки и Брамс"). У Уэйкмена была интересная манера игры - на концертах он играл одновременно на двух разных синтезаторах, которые ставил один напротив другого. С этого альбома музыка Yes становится чрезвычайно насыщена клавишными, причём Уэйкман, несмотря на приверженность классической музыке, постоянно использовал спецэффекты самого разного плана на синтезаторах.

Мы ещё вернёмся к выдающемуся соло Уэйкмена на органе Хэммонда в одной из композиций с этого альбома, а пока представлю сольные номера остальных участников. Бессменный басист группы Крис Сквайр представил свою композицию The Fish (Schindleria praematurus), где дал волю своему инструменту, исполняя, как ритмические фигуры, так и сольные партии

Выдающийся ударник прогрессивного рока Билл Браффорд, который через год предпочёл стабильному Yes абсолютно нестабильный King Crimson (и внёс неоценимый вклад в звук королей прогрессивного рока) представил на альбоме свой сорокасекундный сольный номер Five Per Cent For Nothing. Это уже на Yes совсем непохоже, это больше напоминает тот самый Кинг Кримсон - вероятно музыкальное видение Роберта Фриппа произвело на Браффорда сильнейшее впечатление.

Ну и нельзя оставить без представления основного автора группы Yes вокалиста Джона Андерсона. Его короткий сольный номер назывался We Have Heaven и исполнялся дважды - отдельно и в качестве репризы в заключительной сюите Heart Of The Sunrise. Песня эта характеризует в короткой форме всё направление, которого Yes придерживалось в первой половине семидесятых - полифония, смещённые акценты, космическое звучание, преобладание формы над мелодией

We Have Heaven на альбоме, да и на концертах переходил в классный восьмиминутный хард-роковый номер South Side Of The Sky, исполненный в манере предыдущего альбома, но я его представлять не буду, как и последний - ценители с удовольствием посмотрят на них в интернете, тем более. что под них энтузиастами сделаны анимированные ролики.

Я опущу эти два жёстких номера в пользу моей любимой композиции на альбоме - первой песни под названием Roundabout. Композицию сочинили Андерсон и Хау в гастрольном автобусе, периодически находясь под действием марихуаны и зачарованно отмечая бесконечные автомобильные круги на английских автострадах. Рик Уэкмен присовокупил сюда выдающийся соло-заход на органе Хэммонда - это одно из лучших использований этого органа в рок-музыке, на мой взгляд. Композиция богата не только в мелодическом плане, но и в плане структуры. Начинаясь с акустических пассажей на классической гитаре Стива Хоу она переходит в фазу тутти (исполнения всеми инструментами сразу). Характерный для Yes куплет с восходящей мелодией сменяется абсолютно рок-н-ролльной перебивкой, после которой музыка утяжеляется до лирического спада и паузы с акустическими пассажами Хоу из начала, после которой и следует то выдающееся соло Уэйкмена вперемешку с соло Хау (на видео на 5:20)

Песня получилась выдающейся, впоследствии она стала непременным номером всех концертов Yes в последующие долгие годы. К сожалению она затмила остальные композиции альбома - а он интересен и достаточно разнообразен. В нём нет того забоя, который был на предыдущем и будет на следующем альбоме группы, самом, пожалуй, лучшем - Close To The Edge. Альбом Fragile служит как бы напоминанием насколько были разнообразны музыкальные идеи участников группы, но он звучит вполне цельным и сбалансированным. А свои авторские номера все без исключения авторы исполняли впоследствии и на сольных концертах с большим успехом.