Над стройбатом в советские времена похахатывали, считая их за "неправдушную" армию. Они не военными учениями занимались, а строили, причем в основном гражданские объекты. Например, считается что именно подразделения строительных войск возвели Тбилисский метрополитен, все наши космодромы.
Подобные части есть во многих странах мира. Те же инженерные войска США. В Северной Корее только стройбат занимается строительством.
Были аналогичные подразделения и в гитлеровской Германии. В формированиях Имперской службы труда с 1935 года все немецкие граждане мужского пола, а с началом войны и женского, 2 раза в год отбывали 6-месячную трудовую повинность (годные к военной службе юноши отбывали данную повинность до призыва в вооружённые силы).
Советский стройбат принимал активное участие в афганской войне. Первоначально все военные городки наших в Афгане - палаточные городки с минимумом бытовых удобств. Требовалось в кратчайшие сроки создать обустроенные военные городки со всей необходимой инфраструктурой — водоснабжением, электроснабжением, канализацией, военно-административными зданиями, казармами, жилыми модулями для офицерского состава и вольнонаёмных, хозяйственными зданиями , фортификационными и разделительными сооружениями по периметру воинских частей и парков боевой техники, строительством и обустройством складов ракетно-артиллерийского вооружения и складов горюче-смазочных материалов, строительством и обустройством аэродромов и т. п. Это и сделали стройбатовцы.
Широкую известность получил инцидент с военными строителями на Курилах.
17 января 1960 года в 9 часов утра по местному времени в заливе острова Итуруп ураганным ветром была сорвана со швартовки танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36. На её борту находилось четверо военнослужащих военно-строительных частей СССР, приписанных к барже: 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые — 20-летний Филипп Поплавский, 21-летний Анатолий Крючковский и 20-летний Иван Федотов.
Волны достигали высоты 15 метров; одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была выведена из строя радиостанция. Баржу вынесло в открытый океан.
На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии. Их запасы составляли: 15—16 ложек крупы, буханка хлеба, банка консервов и некоторое количество картофеля, который находился в машинном отделении и в шторм оказался пропитанным дизельным топливом. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи; когда она закончилась, собирали дождевую.
Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало съестное — кожаные ремни, несколько пар кирзовых сапог, мыло, зубная паста.
Дрейф продолжался 49 дней. Люди теряли в весе до 800 граммов в день — Зиганшин, ранее весивший 70 кг, похудел до 40 кг.
7 марта 1960 года в 1960 км от атолла Уэйк вертолётчики с американского авианосца «Кирсердж» заметили полузатопленную баржу, на которой лежали люди.
Авианосец доставил спасённых военнослужащих в Сан-Франциско. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, где они встретились с представителями советского посольства и неделю отдыхали на даче. Из Нью-Йорка они отплыли на корабле «Куин Мэри» в Европу. Из Европы участников дрейфа, уже в военной форме, доставили в Москву, а затем, после медицинского обследования, их вернули в свою часть. Таким образом, герои совершили кругосветное путешествие.
По возвращении домой им был организован торжественный приём, они были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность (в том числе и в популярной культуре). Одна из ранних песен Высоцкого посвящена этому инциденту.
На снимке: стройбатовцы в Америке.