Найти тему
Оренбургская неделя

От «Бристоля» до «Бристоля»: стиль модерн в архитектуре Оренбурга

Оглавление
Гостиница «Бристоль», 1907 год (ныне – также гостиница под названием «Бристоль»). Адрес: улица Кобозева, 42, Автор-архитектор не установлен. Пример гостиницы, построенной в стиле модерн
Гостиница «Бристоль», 1907 год (ныне – также гостиница под названием «Бристоль»). Адрес: улица Кобозева, 42, Автор-архитектор не установлен. Пример гостиницы, построенной в стиле модерн

Этот объект культурного наследия находится в историческом ядре Оренбурга на пересечении улицы Кобозева (бывшая Троицкая) и улицы Краснознаменной (бывшая Петропавловская). Здание, ставшее гостиницей «Бристоль», построено на средства некоего господина К.А. Михайлова. В начале XX века здание находилось в ценной городской среде, формирующей застройку южной части Хлебно-Соляной площади (в районе нынешнего стадиона «Динамо»).

После строительства гостиница получила имя «Бристоль». Что общего между портовым городом на западном побережье Англии и гостиницей на торговой площади с верблюдами и киргизами в Оренбурге – остаётся загадкой, требующей отдельного исследования. В советский период здесь долгое время располагалась милицейская гостиница №2 хозяйственного отдела Управления Внутренних Дел. В аббревиатуре ХОЗО УООП таилось что-то жуткое…

Впрочем, использование этого здания по своему первоначальному назначению способствовало его сохранению без значительных изменений и искажений фасадов. В настоящее время эта достаточно скромная гостиница вернула себе изначальное название – «Бристоль». Представляет собой довольно большое трёхэтажное здание с заглубленным цокольным этажом, окна которого едва возвышаются над уровнем тротуара. В плане гостиница напоминает букву «Г». С улицы Краснознамённой имеется въездная арка во двор.

Варварская покраска 

Архитектура здания выдержана в модерне. В трактовке декоративного оформления фасадов видны местные художественные приёмы, повторяющиеся и в других домах, построенных в Оренбурге вначале XX века. Композиции уличных фасадов нарочито асимметричны. На втором и третьем этажах повторяются одинаковые по размерам окна вертикальных пропорций. Окна верхних этажей объединены едиными вертикальными декоративными обрамлениями с изящными архитектурными деталями. Высококачественная кладка стен из красного кирпича служит прекрасным фоном для светло-серых штукатурных деталей, выполненных в стилистике модерна.

-2

К сожалению, в настоящее время старинный высококачественный красный кирпич зачем-то покрашен в неприятный жёлтый цвет. Нужно исправить, ибо покраска кирпича – это признак варварства.

Главный вход расположен с улицы Кобозева, другой вход находится с улицы Краснознамённой, рядом с въездной аркой. Ритмическую монотонность рядов одинаковых окон оживляют два сильных вертикальных акцента (два ризалита) с входами внизу, а также, балконами и большими арочными окнами на третьем этаже. На западном балконном окне чудом сохранился великолепный рисунок криволинейных деревянных переплётов в стилистике модерна. Внешний облик фасадов заметно оживляют два балкона с редкими для оренбургского модерна решётчатыми железобетонными ограждениями. К сожалению, один балкон со стороны улицы Краснознамённой недавно ликвидирован. Он до сих пор не восстановлен, а это надо сделать.

Декоративные элементы 

Своеобразие и изящество силуэту здания придают декоративные элементы, находящиеся на крыше выше венчающего карниза. Здесь возвышаются характерные для модерна аттики с овальными окнами и прихотливыми криволинейными карнизами, а также красивые парапетные тумбы и металлические решётки ограждения в стилистике модерна. К сожалению, самый значимый для здания аттик над главным входом со стороны улицы Кобозева безжалостно снесён в 1990-е годы.

-3

К числу недостатков композиции гостиницы «Бристоль» относится не очень гармонично решённый угол здания, выходящий на пересечение двух улиц.

Первоначальная внутренняя планировка и интерьеры бывшей гостиницы «Бристоль», к сожалению, не сохранились. Но, несмотря на утраты и искажения фасадов, здание гостиницы «Бристоль» по-прежнему украшает исторический центр Оренбурга и, как памятник архитектуры эпохи модерна, имеет архитектурно-художественную и градостроительную ценность.

Однако для полноты воссоздания задуманного архитектором здание нуждается в грамотной реставрации.

Словарь ОН:

Аттик – декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом.
Ризалит – часть во всю высоту здания, выступающая за основную линию фасада.

Станислав Смирнов, архитектор

http://orenweek.ru/2018/09/16/33267/