Это может произойти на любом предприятии, построенном ещё в ХХ веке. При строительстве производственных помещений во многих случаях не предусматривали установку грузоподъёмных механизмов на случай ремонта мостовых кранов. А они время от времени требуют ремонта, в том числе – капитального с разборкой механизмов или их заменой. Случилось так, что у нас вышел из строя мостовой кран, а именно, он не мог поднять тяжёлый груз. Тяжёлым считается груз, масса которого составляет 75% от заявленной в паспорте крана. Тележка крана перемещалась нормально, к передвижению моста тоже претензий не было, а вот этот груз он поднять не мог, хотя грузы меньшей массы поднимал довольно легко. Да и крановщик был молодой и не имел достаточного опыта. Эксперты пришли к выводу: «Неисправен электродвигатель механизма подъёма. Необходимо произвести перемотку стартера, поскольку за 56 лет износилась изоляция и электродвигатель стал перегреваться». Известно, что электродвигатель устанавливается на тележке крана.Вес нашего электродвигателя 100 кг. Руками такой груз не снять. Высота установки крана – 12 м, высота помещения – 14-15 м. Вызвали автокран. Стрела крана упирается в потолок, зацепить груз на высоте 13 м кран не может. Вызвали второй кран. Такая же история. Кран развернуться не может в помещении цеха. Что делать? Стали искать способ как обойтись без автокрана подручными средствами. И в ХХ веке, и сейчас действует правило установки грузоподъёмных кранов п.107 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», согласно которому регламентированы размеры расстояния от верхней точки крана нижнего пояса стропильных ферм, которое должно быть не менее 100 мм, а расстояние от нижней точки крана до крыш подсобных помещений, относительно которых кабина передвигается, должно быть не менее 400 мм.
Из сложившейся ситуации вышли следующим образом.
Нашли место, где стропильные фермы расположены над подсобным помещением. Подогнали к нему наш кран, навесили на стропильную ферму ручную таль, которой можно было опустить двигатель на крышу подсобного помещения (это около 7 метров). Сначала краном подняли на крышу новый электродвигатель, а затем талью подняли его на тележку крана. Старый двигатель сняли с посадочного места и установили новый. Двигатель, требующий ремонта, сняли с крана в обратной последовательности.
Однако цели довести характеристику грузоподъёмности крана до паспортной величины не добились. В итоге оказалось, что кроме неисправности электродвигателя, для подъёма тяжёлых грузов нужен ещё и достаточный опыт крановщика. Тяжёлые грузы нужно отрывать от пола без задержки после натяжения строп, а рывком, переключаясь сразу без остановки на третью или четвертую скорость подъёма. Пригласили другого крановщика и дело сдвинулось с мертвой точки. Кран заработал.
СОВЕТ.
Для снятия с галереи или с тележки мостового крана неподъёмных предметов:
1. Выберите в цехе место, где можно подвесить дополнительный грузоподъёмный механизм, обеспечивающий возможность подъёма и опускания груза на опору, расположенную так, чтобы после опускания на неё груза можно было бы снять его действующим краном.
2. Подготовьте необходимое оборудование и инструмент для выполнения этой работы.
3. Не забудьте об обеспечении безопасности проведения работ. Огородите место сигнальной лентой и повесьте плакат «Опасно. Прохода нет».
4. Проинструктируйте участников работ. Работа на высоте -ОПАСНА.
Выполнив намеченные мероприятия, приступайте к работе.
Успехов Вам.