Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube
Модели 19-ти двойственных эвристик по Ю.А. Шрейдеру
Идея рассмотрения двойственных эвристик заимствована автором у С. Ю. Маслова (из его письма к А. А. Любищеву от 3 мая 1971 года).
Там же описаны первые семь пар из приводимых далее эвристик в несколько отличной от даваемой ниже формулировке. Несмотря на довольно абстрактную форму этих эвристик, выбор той или иной из них существенно предопределяет ход исследования - эвристика говорит нам, что может служить ответом на задачу, а что мы отказываемся принимать как таковой.
Тем самым сужается круг поисков возможных решений. Впрочем, лучше начать непосредственно с перечня из девятнадцати пар эвристик, которые мы разделяем на Н-эвристики и Р-эвристики (условно различая их по их тяготению к номинализму и реализму):
1Н) индивидуальная вещь важнее идеи; подлинное существование имеют только индивидуальные объекты, следовательно, ищи конкретные свойства индивидуума;
1Р) идея важнее своего воплощения; следовательно, изучая конкретный предмет, нужно искать воплощенную в нём идею;
2Н) исследовать целое нужно путём сведения его к элементарным частям, которые определяют свойства целого;
2Р) нужно изучать специфику целостного объекта, а в его частях искать проявления целого;
ЗН) искать, как внешняя среда определяет внутренние свойства объекта (влияет на внутренние свойства);
ЗР) искать, как внутренние свойства объекта формируют внешнюю среду;
4Н) описывать, не объяснять;
4Р) важнее объяснять, чем описывать;
5Н) измерять явления числами - стремиться к количественной характеристике наблюдаемых феноменов;
5Р) числа правят миром; следовательно, нужно искать математические структуры, лежащие в основе феномена;
6Н)искать объективное описание явлений, инвариантное по отношению к различным наблюдателям и способам представления;
6Р) искать описания явлений с позиций разных наблюдателей, не смущаясь противоречивостью субъективных описаний;
7Н) расщеплять объект и субъект, четко отделять объективное от субъективного;
7Р) признавать, что познание есть результат слияния познающего субъекта с познаваемым объектом, стремиться к такому слиянию;
8Н) искать причинно-следственные связи между явлениями;
8Р) искать смысл явлений, проявляющийся в целях;
9Н) сводить явления к первичной реальности, фиксировать уровень описания;
9Р) признавать разные уровни реальности, учитывать разные уровни при описании сущего (объект и его меру, практику и идеал);
10Н) всякая информация связана с некоторым носителем. При изучении информационного процесса следует искать физический носитель информации и конкретный код;
10Р) искать информацию, независимую относительно физических свойств её носителя и способа кодирования;