Найти тему
Caft.ru

Tesla: Как остаться на плаву с провальными проектами?

«Жги резину, а не бензин» - громко заявила о себе когда-то эта американская компания, совершившая переворот в автомобилестроении. Летом 2010 года состоялось первичное публичное предложение (IPO) акций Tesla. К сожалению, на протяжении последних 8 лет компания показывает чистый годовой убыток. За первое полугодие 2018-го результат убыточности составил 710 млн долларов.

Почему инвесторы верят в успех Илона Маска?

Как быстрорастущая компания, призванная совершить настоящий переворот в автомобильной промышленности до сих пор не достигла масштабного успеха?

Сокращение выбросов в атмосферу и переход на чистую энергию - основная миссия компании. А Tesla - негласный монополист на рынке электромобилей: Tesla Model 3 является самым продаваемым автомобилем в своем сегменте. При том, что у нее проблемы не с заказами, а с производством.

-2

Известно, что Tesla получает 20-25% с каждой проданной машины, в отличие от 10-15% - у обычных автопроизводителей. Не говоря уже о том, что компания сильно сокращает расходы, продавая свои авто напрямую через свой сайт и партнеров, не отдавая лишние проценты автодилерам.

Что же касается расходов, то Tesla предлагает пожизненную зарядку для покупателей моделей S и X на собственной сети зарядок, что явно подкупает клиентов на фоне повышения стоимости бензина. Но есть одно «но»: полученная с продажи авто прибыль нивелируется как раз предлагаемой клиентам «пожизненной зарядкой».

Финансовые показатели (в миллионах долларов США): выручка (синий)
чистая прибыль/убыток (оранжевый)
Финансовые показатели (в миллионах долларов США): выручка (синий) чистая прибыль/убыток (оранжевый)

Потенциал Tesla недооценен. Харизма Илона Маска и его выступления не раз помогали котировкам компании переживать огромную волатильность. Впрочем, многие помнят и его шуточное заявление, сделанные им 1 апреля в Twitter, где основатель Tesla объявил, что компания обанкротилась. Рынок тут же мгновенно отреагировал на его заявление падением котировок…

-4

За последние десять лет Илон Маск отдал много сил двум своим проектам - автомобилям Tesla и космической программе SpaceX. Если говорить образно, Gigafactory является заключительным этапом сборки ракеты Tesla, ее последней проверкой перед взлетом. Теперь есть возможность увидеть, будет ли взлет успешным или ракета взорвется, спустя несколько секунд после старта.

Однако в отличие от SpaceX, где взрыв одной ракеты можно считать простой неудачей, провал Gigafactory может превратиться в ошибку стоимостью в $5 млрд. Очевидно, что Tesla не переживет такого провала.

Сегодня у компании есть огромный потенциал, а Илон Маск амбициозный человек. До полета человека на Марс еще далеко. Но Gigafactory существует уже сейчас. Поможет ли это подняться с колен компании Тесла, сказать сложно. Но пока мы можем заработать на ошибках Маска.