Недаром Гоголь черпал вдохновение для «Вечеров на хуторе близ Диканьки» на просторах Украины. Практически каждый украинский ВУЗ имеет своего мистического персонажа. Так, в Харькове есть университет имени Котляревского, с ног до головы обросший интригующими – а иногда и подтвержденными – историями.
Одна из них – закипевший на глазах у десятка человек чайник, не воткнутый в розетку. Да и аудитории – одна сплошная загадка: неоднократно наблюдались перестановки учебной мебели, произошедшие за ночь и вызывавшие негодование руководства, не отдававшего соответствующие распоряжения. Однако любимый персонаж – белая дама, появляющаяся во время репетиций театрального факультета и невозмутимо исчезающая за углом.
В Харьковском национальном университете, рядом с которым стоит памятник основателю – Василию Каразину – частенько видят его дух, инспектирующий коридоры «подшефного» учреждения. Мало того, студенты из поколения в поколение передают легенды о призраках ректоров, сходящих с портретов и присоединяющихся к Каразину. Правда ли это, сказать трудно. Но факт остается фактом: на третий этаж правого крыла главного корпуса, где висят портреты, студенты лишний раз не заходят. Во всяком случае, добровольно.
У студентов из Одесского медицинского университета картина более безрадостна: под ВУЗом находятся знаменитые катакомбы, из которых для изучения на стыке 19 и 20 века доставляли трупы, за что эти пути старожилами прозваны лабиринтом смерти. Соответственно, гуляют легенды (и старшие курсы охотно ими пугают новичков), согласно которым встретить вечером в коридоре призрак – нормальное и естественное дело. Большинство таких встреч трактуется положительно, дескать, сессию сдашь, однако для восприятия подобных примет нужно иметь поистине «медицинские» нервы.
Как бы то ни было, такое изобилие школьных и студенческих призраков на ровном месте не возникает. Есть для этого какой-то повод. И если мы о нем не знаем, это говорит только о недостаточной изученности вопроса.