Арнольд Бёклин — один из столпов символизма 19-го века. Наряду с Гюставом Моро он стал путеводной звездой для многих сюрреалистов. А ещё издатель Отто Вайзарт в 1904 году разработал шрифт в его честь. Его работы весьма эклектичны; некоторые из них полны динамики, другие же приковывают к себе внимание своей безмятежностью, но все они пронизаны истиной, которую нельзя выразить напрямую. Ну как и должно быть у настоящих символистов.
«Задача поэзии — выразить чувства. В том же и задача живописи — пробуждать их. Картина должна давать зрителю столько же пищи для размышления, сколько и поэзия, и столько же впечатлений, сколько и музыка.»
-Арнольд Бёклин
Арнольд — швейцарец, родился в Базеле в 1827 году. В 1845 году поступил в Академию художеств в Дюссельдорфе. Немецкая школа живописи будет угадываться в его работах на протяжении всей его жизни. И не столько классическая на тот момент школа, сколько влияние художников-романтистов того времени — Иоганна Ширмера и Карла Фридриха Лессинга.
В 1850 году Арнольд перебрался в Рим. Италия поразила его своим южным светом и искусством Ренессанса, но главное — античностью. Средиземноморская античность — вот что по-настоящему перевернуло жизнь молодого художника. Именно этот период он превозносил как золотой век единения человека с природой. А порождённый этим внезапным открытием скепсис по отношению к современной цивилизации и привёл мастера к поискам ответов на вечные вопросы в символизме.
В Италии художник женился и в 1856 году с женой переехал в Мюнхен на четыре года. Уже там он закончил свою картину «Пан в камышах», которая принесла ему славу — её приобрёл король Баварии Максимилиан II, который всячески покровительствовал искусствам.
С 1860 по 1862 год Бёклин как профессор преподавал в Академии искусств в Веймаре, а потом снова решил вернуться в Рим. Очевидно, Италия его всегда манила. Здесь художник напишет свои известные работы «Вилла на берегу моря» и «Римская таверна».
В 1866 году мастеру снова предстоит отправиться в Германию, где он будет работать над фасадом музея в Базеле. В 1869 году он напишет свою известную «Музу Анакреонта» (Анакреонт — древнегреческий поэт, один из девяти канонических поэтов-лириков).
А в 1871 году, также в Германии, появится на свет «Горный замок с солдатами».
Но самая, пожалуй, интересная работа этого периода — конечно же, «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке». Многим, наверное, ещё и попадался интернет-мем «Не сейчас, смерть. Я рисую». Подобные автопортреты были известны задолго до жизни Бёклина — в Мюнхене как раз висит портрет Брайана Тюка со смертью кисти Ганса Гольбейна младшего. Учитывая, что в то время Арнольд жил как раз там, немаловероятно, что он вдохновился именно им.
Также существует легенда, что мастер написал картину после того, как его знакомый спросил, что он слышит, когда работает. Арнольд задумался и написал рядом с собой смерть со скрипкой, на которой лишь одна струна, что обычно настраивается в соль… В начале статьи приведена цитата Бёклина о том, что живопись должна дарить столько же впечатлений зрителю, сколько и музыка. У художника в руках кисть, у смерти смычок. Может даже сложиться аллюзия, что всё — тлен, даже живопись…
В натюрморте есть такой поджанр — ванитас ваниатум, или суета сует, где часто можно лицезреть черепа и другие предметы, напоминающие о смерти. Такие мысли навевались образом жизни. Сидишь в мастерской как монах, заточённый в келье, пишешь год за годом, а жизнь проходит мимо. И в какой-то миг вдруг за спиной кто-то начинает поскрипывать на скрипке. Оглядываешься — а там смерть.
-Чего тебе?
— Да вот, поиграть захотелось…
— Ну тебя, я работаю!
С 1876 по 1884 год Арнольд жил во Флоренции. Картины, созданные в то время, считаются квинтэссенцией его творчества. Самая известная работа мастера этого периода — «Остров мёртвых». Предыстория картины довольно грустная: пейзаж частично напоминает английское кладбище во Флоренции того времени, где Бёклин похоронил свою новорожденную дочь… Всего он написал две версии этого сюжета в пяти авторских копиях.
Первая версия очень драматична по свету, сияние фигур и скал ещё больше оттеняет окружение и создаёт иллюзию нереальности. Угадывается отсылка к Харону, перевозящему мёртвых через реку Стикс. Но вот есть в этой версии небольшая деталь, на которую мало кто обращает внимание: лодочка-то плывёт от острова! Возможно, художник после смерти дочки хотел написать что-то жизнеутверждающее. Ему это удалось. Мне эта версия нравится куда больше второй. Но картину встретили критикой, и мастер написал её в более светлом цветовом решении. И теперь лодка поплыла прямиком в ад. В смысле, на остров мёртвых — перепутал, простите.
Картина Бёклина «Снятие с креста» — пожалуй самая экспрессивная по эмоциям из его работ. Настроение глубокой печали передают лица Иосифа Аримафейского, который обвил тело Иисуса плащаницей, и Никодима, который принёс смирну и алоэ. На заднем плане, видимо, изображены Иоанн Креститель и Мария Магдалина, которая своей позой добавляет драматизма. Старая женщина, скорее всего, никто иной, как Богородица — Иоанн писал, что она присутствовала при распятии. В ином случае это её символическое изображение. Распятые фигуры справа не только играют важную роль в создании настроения, но также и важную композиционную роль, добавляя глубины и подводя взгляд зрителя к сюжету.
Сравнивая живопись с музыкой, Арнольд часто писал сюжеты с фавнами. В картине «Весенний вечер» хорошо видно влияние итальянских мастеров эпохи Возрождения. Мелодия флейты, обнажённое тело нимфы, волшебный цвет сумеречного неба создают наполненный невероятным эротизмом момент.
Умер Арнольд Бёклин в Италии в 1901 году.