Найти в Дзене
Фильм.ру

Новый Человек-паук

Перезапуск супергеройской франшизы.

Питер Паркер (Эндрю Гарфилд) — сирота, живущий у дяди (Мартин Шин) и тёти (Салли Филд), талантливый гик, скейтер и фотограф с нежным сердцем, отданным однокласснице Гвен Стейси (Эмма Стоун). Эта блондинка в вечных гетрах, в свою очередь, служит старшим интерном у однорукого друга загадочно погибшего отца Питера (Кэмпбелл Скотт) — доктора Курта Коннорса (Рис Иванс), мечтающего о взаимозаменяемости стволовых клеток человека и игуаны. Выпутаться из этого хитросплетения обстоятельств сможет только паук.

Кадр из фильма «Новый Человек-паук»
Кадр из фильма «Новый Человек-паук»

Когда в 1962 году Стэн Ли, сценарист и редактор Marvel, задумался над созданием нового персонажа, его осенило: комиксы читают подростки, а значит новый персонаж должен быть их ровесником. Так появился Человек-паук — тинейджер, для которого сверхчеловеческие способности стали обстоятельством, отягчающим естественные сложности взросления. Автор первой кинотрилогии про Питера Паркера Сэм Рэйми понял все правильно — его «Человек-паук» встретил зрителя лупоглазым недорослем, открывающим в себе новые силы, как это всегда и бывает с прилежными мальчиками. Мир Стэна Ли ожил, засветился, раскрасился, зашевелился, слегка анемичным остался только главный герой.

Решение пригласить в режиссёрское кресло автора «500 дней лета» в этом контексте смотрится куда более логичным, чем на первый взгляд. Трёхмерная машинерия мастеров по спецэффектам давно может искрить сама по себе (взять хоть «Морской бой»), а вот живостью характера похвастаться по-прежнему может только Железный человек. Марк Уэбб заручился поддержкой сценариста финчеровского «Зодиака» Джеймса Вандербилта и последним слагаемым успеха должен был стать исполнитель главной роли. Конечно, Тоби Магуайр чисто психофизически выглядит так, будто его лицо нарисовали в середине шестидесятых, но здесь нужен был кто-то принципиально иной. Такой, как Эндрю Гарфилд, который одной мимикой даёт персонажу объем, не разрывая при этом священные страницы сторибордов полувековой давности.

В одном из эпизодов роль бессловесного библиотекаря и любителя классической музыки исполнил автор оригинального комикса Стэн Ли.
Планировалось, что роль главного злодея достанется Майклу Фассбендеру.
Доктор Коннорс присутствовал и в фильмах Рэйми. Правда, ни в кого не превращался.

«Новый Человек-паук» впечатляет, прежде всего, своей ненавязчивой реалистичностью. Уэбб то тут, то там пробрасывает радующие глаз детали: от балахона Ramones до того, как герой при каждом удобном случае радуется возможности снять неудобную резиновую маску и вообще не очень жалует своё трико. По степени душевности и человечности картина местами неожиданно напоминает отечественную «Чёрную молнию» — особенно в сцене, где Мартин Шин (дядя Бен) отчитывает героя Гарфилда с достоверностью Сергея Гармаша. Получив в своё распоряжение студийные миллионы, Уэбб остался человеком, умеющим ловить объективом радость юности, которую не могут омрачить ни синяки, ни зелёные монстры, ни даже смерть. Как и в «500 дней лета», его интересует не история подвига и даже не история любви сама по себе, а лежащий у ног в семнадцать лет огромный мир, обещающий только чудеса и «сбычу» мечт.

«Человек-паук» Рэйми был мутантной версией Капитана Америки с его пресловутым чувством долга и готовым к вспышкам фотокамер чубчиком. Однако Питер Паркер Уэбба и Гарфилда не хочет ставить паутину на службу государственному флагу. Ему бы научиться прыгать получше, надрать зад одноклассникам, захомутать блондинку и сохранить родных и близких. Проще говоря, «Новый Человек-паук» впервые, кажется, в истории кинокомиксов говорит о том, что сверхспособности — это не то, чего надо бояться. Прежде всего, это очень, очень круто.

Франшиза получила новое дыхание, сделав героем не мужчину в трико, а Питера Паркера.

Ярослав Забалуев