Найти тему
Основной аэродром

Transavia PL-12 Airtruk — австралийский «летающий драндулет»

Большинство сельскохозяйственных самолётов построены по классическим схемам. Это низкопланы или бипланы с объёмным фюзеляжем, где располагаются баки с химреактивами. Например, известный каждому жителю постсоветского пространства «кукурузник» — Ан-2. Но случались в истории авиации проекты сельскохозяйственных самолётов, которые выделялись своим внешним видом. Об одном из них, родом из далёкой Австралии, мы сегодня и поговорим.

Ан-2 орошает поле. 1978 год. Фото: Public domain
Ан-2 орошает поле. 1978 год. Фото: Public domain

В начале 1960-х годов австралийская авиастроительная компания Transavia Corporation начала работы над проектом сельскохозяйственного самолёта. На работу пригласили конструктора Луиджи Пелларини, перед которым поставили задачу создать недорогой и надёжный летательный аппарат, который мог быть использован как в сельском хозяйстве, так и для перевозок пассажиров и небольших грузов.

Для решения этой задачи Пелларини пошёл по пути наименьшего сопротивления. До этого он уже разрабатывал сельскохозяйственный самолёт в Новой Зеландии — необычный Bennett PL-11 Airtruck. Именно PL-11 стал основой для нового проекта и во многом определил его «изысканный» внешний вид. Самолёт назвали Transavia PL-12 Airtruk, специально исказив слово «airtruck» во избежание юридических претензий со стороны компании Bennett.

Bennett PL-11 Airtruck. Фото: nzcivair.blogspot.com
Bennett PL-11 Airtruck. Фото: nzcivair.blogspot.com
Transavia PL-12 Airtruk. Проекции. Фото: aviastar.org
Transavia PL-12 Airtruk. Проекции. Фото: aviastar.org

PL-12 был меньше своего предшественника, но визуально остался очень на него похож. Конструктивно это полутороплан с необычным двухбалочным хвостовым оперением, которое не было соединено поперечной балкой. Большой бак на 818 литров жидких химикатов или 910 килограммов сухих занимал основную часть фюзеляжа. Высокорасположенная кабина лётчика обеспечивает столь необходимый хороший обзор.

Ферменная конструкция фюзеляжа сварена из стальных труб и обшита металлическими листами. Для простоты конструкции трёхстоечное шасси сделано неубираемым. Под кабиной пилота расположен моторный отсек с двигателем Continental IO-520-D.

Компоновка Transavia PL-12 Airtruk. Фото: khmelikvictor.livejournal.com
Компоновка Transavia PL-12 Airtruk. Фото: khmelikvictor.livejournal.com
Сборка Transavia PL-12 Airtruk. Фото: transfield.com.au
Сборка Transavia PL-12 Airtruk. Фото: transfield.com.au

Размах крыла в 12 метров обеспечивал отличную подъёмную силу, но ограничивал маневренность самолёта. С другой стороны — для выполнения своих задач Transavia PL-12 Airtruk не требовалось закладывать виражи и выполнять фигуры пилотажа. PL-12 мог покрыть расстояние в 530 километров с крейсерской скоростью 175 км/ч на высоте 3200 метров. Понятное дело, что чаще рабочие высоты и скорости были гораздо меньше.

Первый полёт Airtruk выполнил 22 апреля 1965 года. Необычность конструкции привела к определённым проблемам, которые были выявлены в ходе лётных испытаний. На доработки ушёл целый год и в конце 1965 года самолёт был готов к прохождению сертификационных проверок.

Transavia PL-12 Airtruk с установленным орошающим оборудованием. Фото: Joost J. Bakker
Transavia PL-12 Airtruk с установленным орошающим оборудованием. Фото: Joost J. Bakker
Transavia PL-12 Airtruk в полёте. Фото: Eric Frikke
Transavia PL-12 Airtruk в полёте. Фото: Eric Frikke

10 февраля 1966 года новый самолёт получил сертификат лётной годности и началось его серийное производство. Первые экземпляры были поставлены уже в декабре 1966 года местным заказчикам из Австралии и Новой Зеландии. Кроме этих стран наш несуразный герой эксплуатировался в Дании, Индии, Малайзии, Таиланде, Югославии, на Тайване, в Восточной и Южной Африке.

Основным направлением эксплуатации PL-12 стали сельскохозяйственные работы. Большой объём бака, стабильность в полёте и хороший обзор из кабины высоко ценились эксплуатантами. Существовала также версия PL-12U — специальная грузопассажирская модификация, где место баков с химреактивами заняли пассажирские кресла и отсек для небольших грузов. Также рассматривалось использование самолёта в армии в качестве санитарного транспорта.

Transavia PL-12 Airtruk в военно-санитарном варианте. Фото: transfield.com.au
Transavia PL-12 Airtruk в военно-санитарном варианте. Фото: transfield.com.au
Transavia PL-12 Airtruk в полёте. Фото: transfield.com.au
Transavia PL-12 Airtruk в полёте. Фото: transfield.com.au

Засветился PL-12 и в кино. В третьем фильме классической серии «Безумный Макс» — «Под куполом грома» — самолёт участвует в целых двух эпизодах. В титрах Transavia PL-12 Airtruk фигурировал под псевдонимом The Flying Jalopy, что можно перевести как «Летающий драндулет». Это название было отсылкой к одноименному мультфильму Уолта Диснея.

Transavia PL-12 Airtruk в фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома». Фото: madmax.wikia.com
Transavia PL-12 Airtruk в фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома». Фото: madmax.wikia.com

Несмотря на свой непритязательный внешний вид, Transavia PL-12 Airtruk с успехом решал поставленные задачи. Всего с 1966 по 1993 год было выпущено 118 машин. Активная эксплуатация самолётов привела к тому, что на 2018 год в мире сохранилось всего 12 экземпляров PL-12. Все они находятся либо в музеях, либо в процессе реставрации.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Читай также: Clinogyre — как французы из самолёта делали автожир
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com