В философии вопрос о политическом устройстве государства всегда был открытым. Многие философы размышляли об идеальном его устройстве, начиная от Платона и заканчивая Марксом.
В современном мире, где не так давно во всех развитых государствах говорили о победе демократии во всем мире, предсказывали ее повсеместное распространение. Однако вопрос демократии в политической философии все еще стоит достаточно остро. Ведь сейчас наблюдаются тенденции исламизации Ближнего Востока и появления там исламских государств. Помимо всего прочего в США и Евросоюзе так же наблюдается демократический кризис.
По этой причине современные эксперты стараются пересмотреть принципы, на которых строится сегодняшняя политическая система, выяснить принципы подлинной демократии, понять что означает подлинная демократия и является ли она наилучшей формой правления.
Теоретические споры возникают вокруг: 1. ограничений, накладываемых репрезентативной демократией (отношения между народом и властью базируются на контроле электоральном или институциональном); 2. взаимосвязи между либеральными ценностями демократии и неравенством.
В своей книге Дэвид Эстлунд "Демократическая власть" (англ. Democratic Authority) предлагает новаторскую идею, согласно которой легитимация политических решений и власти происходит не из-за того, что какое-либо решение было хорошим или плохим, а из-за эпистемологической (знаниевой) ценности самой демократической процедуры. То есть, кто-либо, знающий больше других не может самостоятельно принимать решения, эти решения должны легитимироваться через определенные демократические процедуры. Таким образом формируется система власти с законами, которые разрешены людьми.
Как уже было сказано, что проблема устройства государства уже достаточно стара и даже сегодня, в век победившей демократии, продолжается поиск той системы, при которой будут решены все современные социальные проблемы. Но, вполне возможно, что такая система не появится никогда, так как при любой системе появляются новые, свойственные для нее, проблемы. Поэтому подобные изыскания будут всегда стоять во главе угла политической философии.