Найти тему
Людские тайны.

Не слышать ребенка.

Как я люблю мам, которые любят своих детей! Всех-всех, одного-двух-трех-четырех и так далее, малышей и не только, крепкой, святой, безудержной материнской любовью. Сколько заботы о будущем своих детей они проявляют в процессе их воспитания. Тайм-менеджмент стал основой любой современной семьи. Это же целое искусство так настроить свой день, чтобы успеть все. Буквально все.

Мама двенадцатилетней дочери и восьмилетнего сына, Венера, возраст примерно 30-32 года.

- Мой сын такой не организованный, совершенно не самостоятельный. Дочка такой не была. Она сама за собой ухаживает и делает все по дому, а его не заставить, - расстроена она.

- А когда Ваша дочь стала такой самостоятельной?

- Ну, лет в десять, наверное.

- Вы же знаете, что девочки быстрее развиваются и раньше становятся самостоятельными. Следуя этому наблюдению, выходит, то Ваш сын станет самостоятельным годам к двенадцати.

- Да? А еще он учиться, хуже, чем в прошлом году. Он у меня вообще-то отличник, а теперь вдруг пропускает буквы, меняет их местами, стал очень рассеянным в учебе.

- А какой у него досуг? Чем он занимается в свободное время?

- Ну, что Вы! У него совершенно нет свободного времени. В этом году я добавила ему еще музыкальную школу, он очень талантлив, английский язык и ментальную математику. Мы даже полностью запретили ему заниматься своими увлечениями, он раньше изучал природу, животный мир, теперь нет. На это совершенно не хватает времени! Мы с ним уроки учим до полуночи!

- Надеюсь, Вы понимаете, что лишили ребенка всего, что его мотивировало, увлекало, доставляло радость. Смотрите, дальше могут быть только ухудшения.

- Но я так хочу, чтобы он был подготовлен со всех сторон! Чтобы был отличником!

- Лучше спросите своего ребенка, чего хочет он. Интересуйтесь его жизнью, а не пытайтесь заставить его хотеть то, что нужно Вам.

- Можно я еще спрошу про дочку. Она расстраивается, что у нее плохая растяжка. Девочки в классе садятся на шпагат, а у нее не получается.

- Ваша дочь занимается гимнастикой или танцами?

- Нет-нет, никаких развлечений, у нее дополнительные занятия каждый день по четыре часа, помимо школы, она готовится поступать в математический лицей в следующем году. Плюс усиленно английский. Жалеет теперь, что раньше не ходила на танцы и не научилась всему там.

- Ей хочется танцевать?

- Да, она мечтает танцевать, но пока не получается, нет времени. Может, есть какие-то упражнения, чтобы быстро сесть на шпагат, она вообще очень гибкая.

- Есть такие упражнения, но для этого необходимо учитывать желания ребенка и найти возможность посещать танцевальную студию. Только так.

- Да? Ну, тогда не сейчас, может, быть потом, в следующем году.

- Дорогая Венера, постарайтесь выделить своим детям немного времени на их личные дела. Пусть это будут книги, танцы, рассматривание потолка, лежание на кровати в полном бездействии, но пусть у них хоть немного появится личного времени, когда никто не будет их контролировать и критиковать. Вот, Вы в детстве, чем занимались помимо уроков?

- О, я торчала целыми днями в школе. Кружки, факультативы, подготовка к концертам.

- Вас родители заставляли?

- Нет! – смеется, - я сама себя занимала, чем мне нравилось. Я была очень активным ребенком.

- Так почему же Вы не даете такой свободы своим детям?

Мама трех дочерей: восемнадцатилетней студентки, десятилетней школьницы и четырехлетней воспитанницы детского садика, Галина, возраст 42 года.

- Ой, ой! Мы сейчас опоздаем на развивающие занятия! Никак не могу утрясти собственное расписание, чтобы мой ребенок успевал везде!

- Но малышка же посещает детский садик? Разве детей там ничему не учат?

- Да там разве к школе нормально подготовят!

- Вы собираетесь отдать маленькую дочку в школу в пять лет?

- Нет, в семь.

- Зачем же Вам тогда развивающие занятия по полтора часа трижды в неделю сейчас?

- Чтобы она все знала и умела в школе.

- А в школе она чему будет учиться?

- Не знаю. Может, и вправду, это пока лишнее. А знаете, моя средняя ее постоянно достает.

- Как достает?

- Своими нравоучениями. То не делай, так не говори, слушайся, и в таком же духе. Я ей говорю: оставь ребенка в покое, она же еще маленькая. Дай ей побыть ребенком. Но, думаю, она все равно на нее всячески давит.

- А не похожа ли ее роль по отношению к сестренке на роль матери по отношению к ней самой?

- Вы имеете в виду, что она повторяет мое поведение?

- Сами понимаете.

- Да, очень похоже, - улыбается, - но я же хочу, как лучше для нее, воспитываю.

- И она, учась у Вас, тоже хочет, чтобы было лучше для младшей сестры и воспитывает ее Вашими же методами.

- А еще моя средняя ничего не делает по дому. Такая лентяйка! Целыми днями сидит у зеркала или делает селфи.

- А что конкретно она не делает?

- Не заправляет постели, например.

- Чьи постели?

- Свою, мою, младшей сестры.

- А почему она должна заправлять Вашу постель?

- Потому что я ей сказала, она должна слушаться.

- Ну, если Вам это не нужно, заправлять собственную постель, почему Вы уверены, что ей это нужно? Начните заправлять свою сами, это ведь не занимает много времени, покажите младшей, как надо заправлять ее постель, Вы увидите, что и средняя это учтет и последует вашему конкретному примеру. Все придет в свое время, не принуждайте дочь, она воспримет это как давление с Вашей стороны, а его и так, по-видимому, в семье хватает.

Часто родители, заботясь о своих детях, учитывают только личные амбиции, никак не руководствуясь потребностями своих детей. Взрослые берегут личную свободу, уважают собственные границы, воспринимая ребенка, как инертное существо, которому нравится делать только то, что ему велено. А дети – это мы, только еще маленькие. К ним нужно относиться серьезно и с уважением, то есть так, как мы хотим, чтобы относились к нам.