Найти тему
Что там на Сотбис?

Антиквар купил потерянную картину да Винчи за $10 тыс. Через 8 лет он продал ее в 10 тысяч раз дороже

Арт-дилер, нашедший на неприметном аукционе самую дорогую картину в истории — «Спасителя мира» Леонардо да Винчи — рассказал, как и почему он купил ее в 2005 году за $10,000.

Сегодня у нас день «Спасителя мира». Мы уже рассказали краткую историю обладателей самой дорогой картины в истории за последние 400 лет. Теперь остановимся на одной конкретной личности — арт-дилере Роберте Саймоне, который наткнулся на картину, выставленную на небольшом аукционе Луизианы в США в 2005 году.

Для контекста: картина «Спаситель мира» Леонардо да Винчи долгое время считалась пропавшей. Когда-то она принадлежала европейским монархам, но время и долги королей сыграли злую шутку. Полотно попало в частную коллекцию людей, которые понятия не имели, какой ценностью обладают. В конце 50-х картина даже была продана всего за $500 по нынешнему курсу, так как аукционисты тогда не знали, что это работа да Винчи. Осенью прошлого года «Спаситель мира» был продан за рекордные $450,300,000 (в Воронеже за эти деньги готовы построить метро, а главный редактор «Московского комсомольца» и его супруга сейчас делят имущество такой стоимостью после развода).

-2

У Роберта Саймона докторская степень по истории искусств и ученая дотошность — эти факторы помогли ему разглядеть в картине сокровище. Ему часто встречаются случаи неверного определения авторства того или иного полотна. Саймон специализируется именно на таких квестах.

Именно это произошло в 2005 году. Саймон попал на локальный аукцион в Луизиане, где «Спасителя мира» продавали как работу другого художника — Джованни Антонио Болтраффио. Считалось, что это копия давно утерянной картины Леонардо да Винчи. То есть перед аукционистами все это время находился оригинал, а они даже поверить в это не могли. Дело в том, что ученики и современники Леонардо создали около десяти копий приблизительно в то же время, что и был написан оригинал.

Саймон сразу заинтересовался картиной и приобрел ее вместе с другим галеристом Александром Пэрришем за $10,000 (в 2005 году на эти деньги можно было купить подержанный Opel Vectra).

В пользу версии с копией говорил тот факт, что картина была повреждена. Экспертам, видимо, не верилось, что так могли обращаться с бессмертным оригиналом. У Саймона есть черно-белые изображения картины, сделанные в начале XX века. На них главный герой полотна — Христос — выглядит неестественно — с выпученными глазами и странной бородой. Это последствия чьей-то самодеятельности. Кто-то решил подкрасить картину да Винчи. Вышло не очень.

-3

Вместе со своей давней подругой Дайан Модестини Саймон удалил слои грязи и краски, под которыми обнаружилась серьезная трещина и даже недостающий фрагмент из-за облупившейся краски. Антиквара уже было не остановить и он продолжил реставрацию. В течение нескольких месяцев он трудился и искал ключ к пониманию полотна.

Он провел исследования под инфракрасным и рентгеновским излучением, которое и стало поворотным моментом в истории. Под верхними слоями краски он обнаружил два больших пальца на правой руке — один как на всех копиях «Спасителя», а другой — в оригинальном положении. Теперь уже Саймон был уверен, что перед ним оригинал, с которого и рисовались копии.

Следующим ключом стало изучение способа изображения ногтей и лица. Все указывало на характерный почерк мастера. После этого Саймон отправил картину в специальную лабораторию в Массачусетсе для анализа пигмента. Известно, что Леонардо предпочитал использовать масло грецкого ореха. Лаборатория подтвердила, что на холст нанесен именно этот материал — так у Саймона появился еще один ключ.

Впереди было самое сложное — обосновать свои выводы. Для этого арт-дилер устроил частную выставку в Национальной галерее Лондона, где ученые и искусствоведы из Оксфорда, Милана, музея Метрополитена в Нью-Йорке и Национальной галереи в Вашингтоне собрались, чтобы поболтать о том о сем, приложиться к фуршету и заодно взглянуть на «очередную чудесным образом найденную картину да Винчи».

Ведущие мировые эксперты пристально всматривались в облик Христа, и их ответ был единодушным: это оригинал. Мартин Кемп, один из ведущих экспертов в мире по работам Леонардо, сказал, что сразу уловил «присутствие Леонардо».

-4

Хотя ученые согласились, что перед ними оригинал, остальной мир искусства выразил откровенный скептицизм. Нужно сказать, что критические статьи по поводу подлинности работы выходили вплоть до того самого аукциона. И даже сейчас высказываются версии, что это работа не руки да Винчи (мы рассказывали об этом совсем недавно).

Критики придирались ко всему подряд. И к тому, что картина слишком похожа на остальные работы мастера, а он бы такого допустить никак не мог, и к шару, через который свет преломляется слишком неестественно, и к образу «Спасителя».

Однако, аукционный мир поверил в подлинность, и уже через 8 лет картина оказалась в коллекции российского миллиардера Александра Рыболовлева, который и продал «Спасителя мира» по рекордной цене на Ближний Восток.

Если вы хотите узнавать больше об искусстве и мире интересных аукционов, подписывайтесь на этот канал.

Кстати, мы есть и в Telegram