Москва, 18 сентября. Президент России Владимир Путин принял в Кремле премьер-министра Венгрии Виктора Обрана. В ходе встречи обсудили вопросы экономического сотрудничества и взаимодействия в сфере энергетики. В международной повестке обсуждалась ситуация в Сирии.
Напомним, что депутаты Европарламента 11 сентября обсудили вопрос о возможном нарушении Венгрией основополагающих принципов ЕС, а 12 проголосовали за резолюцию, которая в итоге может лишить Венгрию права голоса в Совете ЕС.
В докладе, подготовленном евродепутатом от Нидерландов Джудит Саргентини, говорится о коррупции в Венгрии, проблемах в конституционной, избирательной и судебной системах, ухудшении ситуации со свободой слова и давлении на гражданское общество. Евросоюз неоднократно предъявлял претензии премьер-министру Венгрии Виктору Орбану, в связи с его жесткой позицией в миграционном вопросе, но Венгрия продолжает отказываться принимать мигрантов по квоте ЕС. Представитель Великобритании в Европарламенте пригласил Виктора Орбана в клуб любителей Brexit.
И вот Виктор Обран опять в Москве. Хочется отметить, что это вторая встреча Владимира Путина и Виктора Обрана в 2018 году. По итогам переговоров стало известно, что «Росатом» в ближайшее время начнет строительство ещё двух энергоблоков атомной электростанции «Пакш-2», которая уже производит 40% потребляемой в Венгрии электроэнергии. Так же был поднят вопрос о расширении финансового сотрудничества между странами. По словам Обрана, Венгрия, которая является третьим акционером Международного инвестиционного банка России, готова принять его у себя. Виктор Обрант попросил Владимира Путина содействовать в данном вопросе.
Но главным лейтмотивом встречи стал вопрос о возможном продлении «Турецкого потока» на территорию Венгрии и дальше. «Не секрет, что Венгрия хочет, чтобы, когда с юга по направлению к Венгрии будет построен газопровод, чтобы он дальше проходил через Венгрию», — заявил Обрант. Владимир Путин не исключил такой возможности.
Президент напомнил, что Россия обеспечивает свыше 75% венгерского потребления нефти и 60% газа и согласился с предложением премьер-министра Венгрии:
«Рассматриваются возможности подключения венгерских партнеров к новым маршрутам транспортировки российского газа в Европу, — отметил Путин. — Не исключаю, что после завершения строительства «Турецкого потока» одно из сухопутных продолжений этого газопровода может пройти через Венгрию. Венгерские корпорации участвуют в освоении углеводородных запасов на российской территории».
Орбану осталось только подчеркнуть, что за «прошлые годы мы стали надежными партнерами друг для друга», а «все договоренности, которые мы заключили за последние годы, исполнены».
Будапешт заинтересован в «национальных программах по развитию газотранспортных систем стран региона таким образом, чтобы газ можно было из Турции через Болгарию и Сербию поставлять в Венгрию и далее в страны Евросоюза. Своим визитом в Москву, Виктор Обран подтвердил, что во внешней политике, руководство Венгрии будет делать ставку на Москву.
Вас не посещает состояние дежавю? Напомним, что ранее в мае 2018 года, президент Болгарии, а затем в июне премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, посетили Москву с официальными визитами. В ходе переговоров с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным обсуждались практически те же вопросы, которые поднимались вчера венгерским премьером, но только в болгарском контексте – возобновление замороженного по требованию болгарской стороны строительства АЭС «Белене», сфера экономического и военно-политического сотрудничества, строительство «Болгарского потока» в обход Турции.
В то время мы задавали вопросы, которые за некоторым исключением можно задать и сейчас руководству Венгрии: «Хватит ли у руководства Венгрии политической воли и решимости вернуть себе суверенитет, хотя бы в части касающейся национальной безопасности? Сможет ли руководство Венгрии принимать независимые от Еврокомиссии и США решения, руководствуясь здравым смыслом и национальными интересами? Или Венгрия уже навсегда останется проводником интересов США и Евросоюза? Ведь именно Венгрия, по заявлению руководства Североатлантического Альянса, является «ценным членом НАТО».
Александр Захаров