Найти тему
Босиком по мостовой

«Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки»

Чуть больше года прошло с момента моего возвращения с Тверской земли. Притом это не литературная метафора, земля реально присутствовала везде – из-за обильного дождя прошлогодний рок-фестиваль «Нашествие» превратился в самый настоящий грязефест. Об этом я уже писал. И, если честно, даже задумался о целесообразности очередной поездки в Большое Завидово. Но, чем черт не шутит, в третий раз на «Нашествие» съездить стоило.

«Пусть взойдет звездою русский рок, чистый, непорочный русский рок»

Почти пятьсот километров в одну сторону с воспоминанием о грязевых приключениях прошлого лета, и вот я снова на уже привычной поляне Тверской области, близ Большого Завидово. Третий раз рок-фестиваль «Нашествие» встречает все теми же бесчисленными полчищами людей в музыкально-алкогольном угаре, а также целой батареей из машин и палаток всех фасонов. Угрюмых тут нет, разве что, представители силовых ведомств, но им подолгу службы положено быть строгими. Все остальные улыбаются во все тридцать два (или тридцать, или шестьдесят четыре – тут либо кариес, либо генетическая мутация, как повезет), ищут Валеру (когда же он уже найдётся?!), и тоннами вливают в себя алкогольно-безалкогольное пиво, которое специально для фестиваля разбавляют уже на заводе-изготовителе. В третий раз на «Нашествии», и впервые я пролетел всю дорогу до парковки без единой остановки, хайвей - не иначе. Обычно местная пробка вчистую уделывает костромской мост во время ремонта. Впервые я нашёл душ! И впервые побывал на открытии фестиваля! Не совсем роковый по музыке «Noize MC», но своими текстами и бунтарским нравом Ваня Алексеев уже давно завоевал уважение у рок-сообщества. Кстати, именно этот исполнитель произнес отличную фразу по отношению к войне, над которой предлагаю задуматься многим: «Жаль, что во всем мире говорят: «Never again!» (больше никогда) и только в России: «Можем повторить». Не зря вся группа вышла с надписью «Peace» (мир) на футболках.

А затем была Диана Арбенина и её «Ночные снайперы», «Сплин» и протяжный голос Александра Васильева, один из братьев Самойловых – Глеб, с репертуаром «Агаты Кристи», который он смог отсудить у Вадима. И завершил день еще один брат, но уже покойного, и ставшего культовым в рок-среде, Горшка, - Алексей Горшенёв и группа «Кукрыниксы».

Повсюду веселые люди взметали вверх «козу», зажигали файеры, пели песни и радовались жизни. Кто-то по традиции искал Валеру, кто-то Валеру уже нашел и пил с ним пиво, или уже просто отдыхал на траве. И так циклично целых три дня.

-2

«Лукавый смирись, мы все равно тебя сильней»

Знакомые периодически спрашивают меня, как мне удаётся третий год подряд посещать эту поляну, учитывая совершенно недемократичные цены на входные билеты. Знаете, я всегда говорил, что меня окружают очень хорошие люди, мне действительно везёт с друзьями. Мою «фею-крестную» зовут Елена, и вот уже как три года именно этот человек присылает мне одни из самых дорогих билетов прямиком из штаб-квартиры «Нашего радио», за что ей искренние спасибо и низкий поклон! Суммарная стоимость всех билетов, что Лена подарила мне, уже перевалила за сто тысяч, последнее «Нашествие», по прайсу организаторов и без блата, обошлось бы мне в 37 тысяч рублей, в реале я потратил только на дорогу.

Дабы не превращаться в простого словоблуда (хотя этим я и занимаюсь), дам несколько практических советов, как можно сэкономить на этом рок-фестивале.

Обязательны к покупке заранее только билеты на парковку, на саму дешевую, без всех этих бесконечных выездов (Мульти Р). Заехали пораньше, заняли место поближе к самой поляне, и тут же разбили палатку. Да, да, в правилах написано, что нельзя, но мы же с вами на рок-фестивале, а, значит, по определению дух бунтарства витает в воздухе, и тут же витает экономия от 3 до 6 тысяч рублей на место в палаточном городке на территории фестиваля (да и экономия на мультипарковочном месте значительная).

Узнаем, какого цвета браслеты «Наше радио» выбрало для так называемых VIPов, и смотрим по сторонам. Обычно рядом с парковкой или входом дежурят сомнительные лица, предлагающие эти браслеты по хорошей стоимости - в два, а то и в три раза дешевле, чем в кассе. Если же дождаться хотя бы второго дня, то можно у выхода с фестиваля увидеть уезжающих людей (они обычно трезвые и с вещами), за символическую плату они вам точно отдадут этот браслетик, не стесняйтесь. Уезжая, свой браслет я продал товарищу из Твери за 1000 рублей (он сам меня нашёл и предложил деньги). Эти самые ВИПы дают возможность курсировать от поляны к парковке бесконечное количество раз, а поскольку у нас с вами палатка уже разбита на парковке, нам это крайне необходимо.

Ещё нам потребуется походная плитка, баллон с газом и запас еды. Поверьте, это выйдет дешевле, чем питаться на территории «Нашествия» - филиале магазинов «Fix price». Фиксированная цена на плов - 250 рублей, бургер - 300, солянка - 250, вода - 150 (как за 0,5, так и за «социальную воду» в 5-литровой бутылке), кофе и чай за 150, пиво - 200 рублей. Дешевле не ищите, торговцы на территории не демпингуют друг друга. Поэтому палатка на парковке, еда в багажнике.

-3

«Рок-н-ролл мертв, а я ещё нет»

«Нашествие-2018» вполне вероятно стает последним масштабным рок-н-ролльным праздником для меня. С необъятных полей Большого Завидово русский рок вернётся в мой плеер или на тусклые кухни с приглушённым светом и гитарным боем вперемежку, с разговорами о тонких материях, и философскими спорами о тщетности бытия. Главное приключение лета, как его называют организаторы, лично для меня превратилось в обычный концерт. Что это? Старость? Скорее всего, нет. «Нашествие-2018» помогло открыть глаза на происходящее в том мире с аудиокассет, где перемен требуют сердца, где, затаившись, слушаешь дыхание, в котором плачущее небо под ногами, и которое никто не услышит. Психологически этого ощущения больше нет. Все та же поляна, все те же сто, двести, триста, - тысяч человек в алкогольном дурмане поют песни, только песни, по большому счету, уже не те.

Год за годом наблюдать, как твои кумиры превращаются в человеческую труху, и на их смену приходит совсем другой рок, с простецкой музыкой на «блатных», и текстами, которые уже не проникают в душу, а просто пролетают мимо. Что ни молодая группа на второй сцене, то полная копирка «Ленинграда», трубы и барабаны, три-четыре аккорда и тирада мата вместо слов. Что ни год, то все меньше групп из детства, которые и составляли для меня самый большой пласт рок-музыки. Нет Чайфа, Чижа, ДДТ, Бутусова, Земфиры, БГ, давно уже не приглашают аполитичного Макаревича, да и Цой пусть и жив, но уже давно как не с нами. Зато есть совершенно непонятные для меня «25/17», «Джанго», «Animal ДжаZ», «Аффинаж», «Mgzavrebi» (простите поклонники их творчества, но это мое личное мнение). Зато раздувают целый скандал из-за отказа от выступлений на «Нашествии» групп, которые ещё совсем никто для русского рока – «Порнофильмы», «Пошлая Молли», «Монеточка» (черт, они даже названия имеют какие-то попсовые). Я, все же, стал старый, раз главный рок-фестиваль страны вместе с радостью мне доставляет ещё и разочарование от музыки и шейного остеохондроза от сна в палатке.

-4

«Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки»

Конечно, «Нашествие» - это праздник, который я буду вспоминать. Может быть, я и поеду ещё на этот фестиваль, но явно не в ближайшие годы. Эмоций от первого посещения поляны больше нет. Остались лишь воспоминания от захватывающей дух картины зажженных экранов телефонов и двухсоттысячной толпы, подпевающей Юрию Шевчуку «Это всё». Я вернусь на «Нашествие», когда захочется бунтарства, легкости, свободы и дружелюбия. Когда само «Нашествие» вернётся к этому ощущению, не смешивая самую душевную музыку с политическими играми, и вернув на площадку тот самый русский рок, песни, которые не устаревают за один сезон. Я вернусь на «Нашествие», когда в программу вернутся мэтры настоящей музыки, а не речитатив и попсовость.

В любом случае, «Нашествие» - это приключение. И хотя бы один раз этот фестиваль должен посетить любой поклонник рок-музыки, ведь, если честно, оно того стоит.

-5