23 января 1918 г. советское правительство издает декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», определивший конфессиональную политику в стране. Декрет закрепил свободу совести, регламентировал деятельность церковных и религиозных организаций, сделал секуляризированным школьное образование. Но на практике религия стала рассматриваться как «враг социализма».
Первый ощутимый удар по церкви власть нанесла в 1921-1922 гг. во время конфискации церковных ценностей для борьбы с массовым голодом. Осуществление изъятия возлагалось на специальные комиссии. Следует напомнить, что территория современной Гомельщины в 1922 г. находилась в составе двух административно-территориальных образований: Мозырское Полесье входило в состав БССР, а Гомельское Поднепровье — в состав РСФСР.
Как свидетельствуют документы, началу конфискации предшествовала широкая агитационная компания, в ходе которой были «повсеместно проведены крестьянские беспартийные конференции», «конференции красноармейцев», «женские митинги» и т. д.». Активную роль в агитационной компании сыграла местная пресса. В газетах «Полесская правда» и «Новая деревня» материалы печатались под названиями: «Молиться можно и без золота», «Трудящиеся за изъятие, а попы виляют», «Требуем решительного изъятия и кары сопротивляющимся!».
В отчете Гомельского губкома РКП (б) за июль 1922 г. сказано, что компания по изъятию прошла безболезненно. Однако в новых архивных документах есть менее оптимистичные оценки, из которых следует, что имели место «некоторые волнения при изъятии ценностей в Гомельском костеле и в Залинейном районе». Газета «Полесская правда» сообщает о настоящем женском бунте работниц Добрушской бумажной фабрики 26 апреля 1922 г., проголосовавших против резолюции об изъятии. Решили не допустить изъятия в местной церкви и верующие Буйновичской волости Мозырского уезда. «В отношении женщин, рьяно препятствовавших изъятию и подвергавших красноармейцев побоям камнями, пришлось применять нагайки». Не обошлось без проблем и при изъятии в синагогах. Специальная комиссия, проводившая обследование синагог г. Гомеля, никаких ценностей не обнаружила, так как они были спрятаны. Самое активное сопротивление конфискации церковных ценностей оказали католики. Католические приходы руководствовались указанием архиепископа Я. Цепляка: «Требование неправомочно. Инвентарь не выдавать».
Окончательные итоги компании подвел VI губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В документах указано, что за период с декабря 1921 по ноябрь 1922 г. изъято «разных предметов серебряных 12 пудов 24 фунта 80 золотников 14 долей, драгоценных камней редких — 147 шт., деньгами серебряной и медной монеты — 138 рублей 05 копеек». В Мозырском уезде было конфисковано «серебра — 2 пуда 2 фунта 13 золотников», золота — 1 золотник 24 доли». В Речице в синагогах изъято «12 фунтов 43 золотника», в костеле «20 золотников», в церквях «27 фунтов».
Новое наступление на церковь начинается с компании по ликвидации храмов, процедура которой была регламентирована апрельским постановлением «О религиозных объединениях» 1929 г. Начиная с этого времени, на первый план в антирелигиозной политике выходит репрессивное направление. Закрытие религиозных храмов мотивировалось «запатрабаваннем працоўнага насельніцтва», «на падставе массавых хадайніцтваў грамадзян і прафесійных арганізацый, а таксама калгаснікаў калгасу Сталінец, на тэрыторыі якога знаходзіцца царква», «на падставе пастаноў агульных сходаў працоўных вескі Чыкалавічы у ліку 340 асоб аб перадачы царквы пад клюб…» и т. д..
Только в 1928-1932 гг. в Гомельском округе было закрыто 8 синагог, 9 церквей, 2 костела, 4 часовни. Столкнувшись с массовым недовольством населения, власти были вынуждены корректировать конфессиональную политику. Постановление «О борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении» требовало прекратить закрытие церквей в административном порядке, а виновных в оскорблении религиозных чувств привлекать к строжайшей ответственности.
Продолжение материала читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.