Одной из самых неоднозначных поправок к пенсионной реформе - ввести административную и уголовную ответственность для работодателей за возрастную дискриминацию лиц предпенсионного возраста. Будет ли это эффективно? Что думают работодатели и какие меры они предлагают в качестве альтернативы? К чему надо быть готовым предпенсионерам? Обо всем по порядку.
Что предложил Президент?
В пакете президентских поправок к пенсионной реформе, внесенных на рассмотрение Госдумы 6 сентября 2018 г. содержится предложение ввести штрафы для работодателей, которые отказываются принимать на работу или же увольняют сотрудников-предпенсионеров по причине возраста. Предполагаемый размер штрафа может составить до 200 тыс. руб. или в размере полуторагодовалой зарплаты виновного лица. Также возможно присуждение исправительных работ сроком до 360 часов. Эти меры, по мнению Президента, должны стимулировать работодателей к соблюдению прав предпенсионеров. А численность их после принятия поправок увеличится: лицами предпенсионного возраста предлагается считать тех, кому до выхода на пенсию по закону остается менее 5 лет. Напомним, что поправки предлагают снизить пенсионный возраст для женщин до 60 лет. Т.е. на общих основаниях предпенсионеры - это мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет.
Какие альтернативные меры предлагают работодатели?
Предприниматели в лице бизнес-объединений (Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России», «Деловая Россия») выступили с ответными предложениями по данному вопросу. По мнению работодателей, гораздо больший эффект в стимулировании сохранения на своих должностях возрастных сотрудников принесут:
- освобождение работодателей от уплаты страховых взносов за предпенсионеров, если они отработали 5 лет перед пенсией в одной компании и продолжили работу в ней после выхода на пенсию;
- зачет затрат на ДМС в счет обязательств по взносам в фонд ОМС;
- компенсация работодателям расходов на переподготовку и переобучение предпенсионеров за счет бюджета;
- расходы на предложенные Президентом 2 дня обязательной диспансеризации предпенсионеров частично производить за счет средств ФСС, а не за счет работодателей;
- снижение размера страховых взносов на соцстрахование на случай нетрудоспособности и материнства для предпенсионеров с 2,9% до 2,5%;
- компаниям, имеющим в штате 30% возрастных сотрудников давать дополнительные баллы при участии в госзакупках.
Работодатели считают, что подобные меры снизят напряженность в их отношениях с сотрудниками старшего возраста и позволят не прибегать к таким мерам, как:
заключение срочных трудовых соглашений;
отказ от приема на работу лиц, достигших предпенсионного возраста;
увольнение сотрудников, перед достижением предпенсионного возраста.
Также представители бизнеса считают, что привлечение к уголовной ответственности за ущемление права на труд лиц старшего возраста должно применяться только в случае, если нарушитель ранее уже понес административное наказание за подобный проступок.
Итоги
Представители бизнеса считают, что введение санкций за возрастную дискриминацию работников не даст желаемого результата. Взамен был предложен комплекс мер стимулирующего характера, направленный на заинтересованность работодателей в найме и сохранении рабочих мест за лицами предпенсионного возраста. Однако данные меры создадут дополнительную нагрузку на бюджет.
Другие новости в сфере пенсионного законодательства вы можете узнать из нашей рубрики «Пенсии».