Компания FunCorp откажется от собственного акселератора стартапов. Вместо этого она будет инвестировать в стартапы на более поздних стадиях (ремарка — но помогать на уровне идее все же будет). Делать акселератор и зарабатывать на нем — это непросто. И очень жалко, когда в России закрываются акселераторы, которых и так немного. Рассказываем историю попытки FunCorp.
Компания FunCorp специализируется на индустрии FunTech, где главный вопрос «What the fun». Как объясняют в самой компании, это те сервисы, которые помогают людям проводить свободное время и получать яркие эмоции. О чем речь? Главный продукт FunCorp — сервис iFunny. Еще FunCorp поддерживает студию Digital Stories Entertainment, которая делает развлекательный YouTube-канал, Black Snowflake Studios, разработчика компьютерных игр, и другие FunTech-проекты.
С чего начался акселератор?
Об открытии своего акселератора FunCubator компания объявила в конце мая 2017 года. Идея была в том, что классические венчурные фонды обходят стороной индустрию развлечений — не умеют работать системно с такими проектами. FunCubator помог бы таким стартапам на начальном этапе, как в техническом и финансовом плане, так и дать возможность протестировать гипотезы на аудитории iFunny.
При этом покупать стартапы FunCubator не планировал. На самом начальном этапе стартапы могли получить от фонда 1 млн рублей на создание MVP, а если есть трекшен и аудитория — до 5 млн на организацию бизнеса. «Мы хотим поддерживать продукты на ранней стадии. Дать экспертизу и финансовое плечо тем, кто сидит сейчас и думает: «Прикольную же штуку я придумал. Но денег нет, надо держаться за текущую работу». Мы хотим, чтобы фановые продукты стартовали при нашей поддержке», — объяснял управляющий партнер FunCubator Виктор Захарченко.
Что получилось?
Во время анонса акселератора представители FunCubator говорили, что хотят за ближайшие два года провести три набора. Спустя чуть больше года, в августе 2018-го ведущий аналитик FunCubator Алмас Абулхаиров говорил изданию East-West Digital News, что компания проинвестировала за год в 20 компаний. Портфолио стало таким: три VR-компания, две компании, занимающиеся видео/аудио контентом, игровая платформа на HTML5, несколько киберспортивных компаний, стартап, занимающийся музыкой и искусственным интеллектом, и еще одна компания, специализирующийся на компьютерном зрении и машинном обучении.
Что пошло не так?
О причинах отказа от собственной акселерационной программы Telegram-каналу «Русский венчур» рассказал управляющий партнер FunCubator Виктор Захарченко. Теперь FunCubator займется инвестированием на более поздних стадий и, фактически, станет инвестиционным подразделением FunCorp.
Как объясняет Захарченко, FunCubator пытался искать новые проекты на самых ранних стадиях (идея или прототип) с помощью хакатонов. За полгода прошло 10 хакатонов, на которые было подано более 300 заявок. Но оказалось, что хакатоны не то место, где нужно искать искать стартапы. По словам Захарченко, для людей участие в хакатонах скорее хобби и развлечение, а не попытка сделать бизнес.
Выяснилось еще несколько негативных моментов. При акселерации уходит очень много времени на обучение совсем базовым вещам. А время, по словам Захарченко, намного более ценный ресурс, чем деньги. Кроме того, если люди не в состоянии собрать прототип, то вряд ли они смогут сделать продукт, не говоря уже о дальнейшем успешном его масштабировании.
Теперь FunCubator станет инвестиционным подразделением FunCorp, будет вкладывать до $500 000 на pre-seed и seed стадиях. При этом проектам на стадии идеи или прототипа помогать все же будут — советами, как добежать до следующего этапа. «Всем проектам мы говорим: "Приходить к нам никогда не рано". Каждой заявке, попадающей в наш инвестиционный тезис, мы даем развернутый фидбек, даже если он отрицательный. Нам говорят "спасибо" даже те, с кем мы больше не взаимодействует, но намного более частый кейс - проекты возвращаются с "домашним заданием" в виде трекшена через несколько месяцев и заходят на pre-seed», — объясняет Захарченко.