В условиях жесткой конкуренции банку все сложнее как-то выделиться и зарабатывать только на собственных продуктах и услугах, используя лишь традиционные каналы продаж. В деловой обиход вошло, например, такое понятие, как финансовый маркетплейс. В чем его суть: это просто модный термин или реальная форма рынка финансового посредничества и чем он отличается от другого распространенного понятия – экосистемы?
«Современные банки в условиях сложной рыночной конъюнктуры ищут дополнительные источники дохода. Ставший очевидным тренд на digital заставляет банки выставлять витрины своих финансовых услуг не только в отделениях, но и в интернете, и в мобильных приложениях. С точки зрения банка финансовый маркетплейс – это еще один канал продаж, стоимость обслуживания которого значительно ниже, чем у сети, – объясняет директор департамента розничных продуктов Московского Кредитного Банка (МКБ) Алексей Охорзин. – Банковская экосистема является понятием более обширным, включающим в себя все точки соприкосновения банка с клиентом, услуги и продукты. В экосистему может входить контакт-центр, интернет- и мобильный банк, страхование и многое другое».
«Финансовый маркетплейс – это сервис, объединяющий предложения от поставщиков финансовых услуг, который предоставляет возможность пользователю в рамках одной площадки выбрать необходимые и наиболее подходящие из доступных финансовых операций, – дает определение заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Михаил Полухин. – Таким образом, маркетплейс расширяет ассортимент услуг и упрощает процесс их выбора для потребителей, а также обеспечивает доступ к потенциальным клиентам для поставщиков финансовых услуг».
В нашем понимании банковский маркетплейс является этапом развития создаваемых экосистем, и, соответственно, эти понятия имеют очень много общих черт, говорит Михаил Полухин. Отличием от классических экосистем можно считать возможность через маркетплейс одного банка получать доступ к услугам других банков-партнеров, которые банк, являющийся платформой для маркетплейса, самостоятельно не смог бы предоставить своим клиентам, объясняет эксперт АКРА. При этом маркетплейс может быть организован не только на платформе банка, а являться независимым агрегатором.
«На сегодня мы видим несколько тенденций: развитие маркетплейсов-витрин и маркетплейсов на базе собственных платформ банков, – отмечает директор по развитию розничного бизнеса Банка ЗЕНИТ Михаил Воронько. – Но для клиента реальная ценность в этом одна: это возможность получить информацию о широком ассортименте финансовых продуктов и услуг на одной площадке, сравнить их и оформить заявку на наиболее подходящую из них, существенно экономя время».
Если вам понравилась статья - подписывайтесь на канал Национального Банковского Журнала ставьте лайк и делитесь информацией в соцсетях с друзьями.