Всегда с интересом читала рассказы о том, как люди впервые столкнулись с медициной в новой стране. Теперь я и сама могу поделиться таким опытом. Вроде как о своих болезнях и болячках в приличном обществе рассказывать не стоит, но с появлением интернета это правило потихоньку придается забвению.
У стоматолога в последний раз я была в Москве в апреле. Но уже в сентябре в Португалии у меня выскочила маленькая пломба, которую ставили чуть больше года назад. Я испугалась, так как была хорошо осведомлена о том, что частная медицина в Европе – ужас! какая дорогая, и здесь реально лучше не болеть. А что может быть дороже частного стоматолога? Но, в конце концов, я себя успокоила, что деньги – всего лишь деньги, а страшнее советской стоматологии в мире ничего нет (здесь я передаю адский привет стоматологам, которые «лечили» мои зубы в детстве и юношестве).
Как выбрать стоматолога? И в Москве и здесь выбирала врача по рекомендациям знакомых. Здесь, в Португалии, от знакомых я получила две наводки: на стоматолога из Украины и на местного доктора. Выбрала португальского. Обычная частная клиника, совершенно без пафоса и без размаха – в Москве я ходила точно в такую же.
Я записалась на прием, очередь – дня два. Пришла к назначенному времени, даже на 15 минут раньше. Ассистент стоматолога исполняет обязанности администратора: встретила меня, попросила паспорт, оформила документы в течение пяти минут. Я подписала бумаги (согласие на медицинское вмешательство) и заполнила анкету о состоянии здоровья, болезнях и вредных привычках. Пока всё один в один, как было в Москве, кроме того, что в клиниках Москвы ассистент не выполняет работу администратора.
Далее меня пригласили сделать снимок – ортопантомограмму, – панорамный рентген всех зубов. Когда я вошла в кабинет к доктору, после традиционных португальских двукратных поцелуев и знакомства, сеньора доутора пригласила меня к своему столу и начала показывать на снимок (на экране) и говорить, где у меня проблемы и какой зуб, видимо, я пришла лечить. Вот и первое серьезное отличие от российских стоматологов: врач смотрит и внимательно изучает всё, при этом ещё даже не заглянув мне в рот. Что, в общем-то, очень удобно и логично – я всегда с трудом общалась со своим стоматологом, часто это приходилось делать лёжа, да еще и с открытым ртом.
Здесь, в Португалии, у меня вдруг возникли проблемы с португальским языком – все же мой португальский пока далек от совершенства и досконально я не могла понять всё, что говорит врач. А врачу здесь очень важно донести всю информацию до пациента, поэтому доктор предложила перейти на английский, ура. С английским ни у нее, ни у меня проблем не возникло.
Мне рассказали подробно, что мы сделаем сегодня, а какие вещи можно отложить на потом. Предложили два варианта исправления ошибок советских «врачей» – дело в том, что в юности мне удалили два зуба. Просто не стали их лечить, чик – и всё. «А чего такого? Их все равно не видно». Ставить импланты тогда еще не умели, могли только навести мосты (убить здоровые зубы и накрыть всё громадными золотыми коронками). Пару лет назад я обратилась в свою клинику – может быть можно что-то сделать, избежав таких варварских вмешательств? Двое здоровых мужиков нависли надо мной (один – обычный стоматолог, второй – врач-ортодонт) и что-то туманно мне объясняли. С трудом мне удалось вытащить из них, что же конкретно они предлагают сделать. С еще большим трудом я добывала информацию о том, сколько же это будет стоить? Мне начали витиевато (и почему-то неохотно) говорить про материалы, штыри и прочую хрень. В итоге у меня была на руках цифра «тысяч сто, плюс-минус пятьдесят-шестьдесят».
Португальский доктор предложила: как только я решусь исправлять этот ужас, я приду к ней, мы подробно обсудим все варианты и посчитаем – сколько это будет стоить. Вау. Так можно, оказывается.
Потом доктор сказала, что приглашает меня в кресло. Предупредила, что они с ассистенткой будут друг с другом разговаривать на португальском – им нужно по работе. Они провели вторую ревизию зубов: врач теперь уже смотрела на зубы вживую и говорила ассистентке, что происходило с ними. Мне даже неуютно как-то стало, – я такая молодая, а уже столько проблем – некоторые зубы леченные-перелеченные. Но меня не в чем упрекать: я правильно ухаживаю за зубами, минимум два раза в год бываю у стоматолога. А все проблемы начались еще в школе – когда «врачиха» как садистка впивалась сверлом в мои зубы и сверлила их, сверлила, сверлила. Боже, тогда ведь даже анестезии не было. Почему в России так не любят людей?!
Но вернемся в наши дни, в Португалию. После очной ревизии врач обращается ко мне (вернув меня в исходное положение) и еще раз спрашивает: согласна ли я, чтобы сегодня мы поставили пломбу? Конечно!
Сделали анестезию, да так, что я даже укола не почувствовала. Врач и ассистентка работают в четыре руки. Ассистент подает инструмент и все прочее, что там положено ассистенту. Сверления как такого, по-моему, и не было. А если и было – то я его даже не заметила. Здесь же, впервые в моей жизни, доктор не спрашивала меня: «Мешает ли пломба?». И впервые в жизни пломба мне не мешала. Вау. В итоге – ни одного неприятного или даже болезненного ощущения во время посещения стоматолога и после.
Еще я попросила удалить странную точку на одном зубе. Врач объяснила, это образуется на зубах от еды. И плюс мы сделали микро-рентген одного места, которое насторожило врача – решили за этим местом просто наблюдать, контрольный рентген через полгода (ассистент мне позвонит через полгода и предложит записаться на удобное время). Рассказываю это все для полноты картины и чтобы можно было сравнить стоимость услуг.
Самое страшное было в конце, когда наступил момент расплаты. Я морально себя готовила к любой цифре – от 100 до 200 евро. Услышав «55 евро» я, кажется, расслабленно выдохнула. В Москве лечение одного зуба – минимум 3000, рентгены – еще 1000-1500 (цены на весну 2018, сейчас, возможно, они уже поднялись). По моим ощущениям, стоматология в Португалии немного дешевле, но значительно лучше.
Я душевно поблагодарила доктора и ее ассистентку, сказала, что счастлива обрести отличного стоматолога здесь, в Португалии.