С появлением модных виртуальных консультантов на on-line сервисах появилось целое направление - специалисты по машинному обучению.
Их задача состоит в организации процесса обучения систем искусственного интеллекта для выполнения ими определённых функций.
Иногда, можно услышать такое высказывание "этот электронный помощник так плохо ищет материалы, я лучше работать умею, и зачем он только нужен".
Я могу "успокоить", такой электронный помощник не только плохо ищет материалы по запросу, но ещё может "набраться наглости" и спросить: "Правильно ли осуществлён поиск, укажите неточности?".
Не нужно ругать за ошибки "тупую железяку", укажите на ошибки в поиске, потому что этот диалог с пользователем является процессом обучения системы.
Известно много много случаев из прошлого, когда разработчик выбрасывал на рынок продукт с недоработанным функционалом и открывал сообщество для модернизации системы "на плаву". Сейчас конкуренция таких поступков не прощает!
Но схема разработки остаётся прежней:
- доработка системы путём тщательных тестирований (альфа, бета);
- исправление путём реакции на жалобы пользователей.
Машинное обучение может происходить таким же способом.
Различают два типа обучения:
- индуктивный - на основании выявленных эмпирических закономерностей в данных;
- дедуктивный - на основании формализации знаний экспертов и их перенос в интеллектуальную систему в виде базы знаний.
Когда создают систему искусственного интеллекта, выбирают соответствующий способ машинного обучения:
- обучение с учителем - испытуемая система принудительно обучается с помощью примеров "стимул-реакция";
- обучение без учителя - испытуемая система спонтанно обучается выполнять поставленную задачу без вмешательства со стороны экспериментатора;
- обучение с подкреплением - испытуемая система обучается, взаимодействуя с некоторой средой, откликом которой на принятые решения являются сигналы подкрепления.
Поэтому, если обнаруживается "не умный" интеллектуальный помощник, скорее всего это означает, что его ещё не научили пользователи или разработчики.
Качество интеллекта искусственной системы обслуживания будет повышаться за счёт конкурентной борьбы, но я бы добавил еще нормативные стандарты и этические требования (например, требования к существующие в различных профессиональных этиках специалистов).
автор публикации: Демешин С.В.