Краудфа́ндинг (англ. crowdfunding, «crowd» - «народ», «толпа»; «funding» - «финансирование») – это способ финансирования стартапа или идеи с привлечением добровольных взносов. Сбор средств на продукт или идею осуществляется через специализированные платформы – «краудфандинговые площадки» (сайты посредники). Самые известные площадки: Kickstarter и Indiegogo.
Как работает краудфандинг
Автор проекта размещает на краудфандинговой площадке свою идею, подкрепляя её необходимыми материалами (описанием проекта, фотографиями, видеороликами, прототипом, и т.д.), указывает необходимую сумму для реализации проекта, и срок сбора средств. Далее проект проходит модерацию администрацией краудфандинговой площадки. Затем запускается сбор средств.
Виды краудфандинга:
- Благотворительность или пожертвования. Сбор средств на помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Сбор средств на разработку технологий утилизации отходов, и т.д.
- Долевое участие в бизнесе. За финансирование проекта инвестор получает определённую долю.
- Бонусный или вознаграждение. Инвестор получает возможность приобрести финансируемый товар раньше всех, и по сниженной стоимости. Если автор проекта музыкальная группа, то инвестор вместе с диском получает автограф, и дополнительно какую-либо сувенирную продукцию.
- Кредитование. Автор проекта получает финансирование в форме кредита.