Мотивация сотрудников – важнейшая из задач отдела HR, ибо мотивированный человек работает эффективнее, да и вероятность, что его переманят в другую компанию, также снижается. В статье пойдет речь о пяти основных типах мотивации сотрудников. С ними вы найдете ключик к каждому сотруднику.
Больше денег. Или коммерческий тип мотивации
· Основная ценность: для такой категории сотрудников важно материальное вознаграждение.
· Мотивация: повышение оплаты, бонусы, премии. Важным фактором является перспектива карьерного роста ради повышения заработка.
Нужно понимать, что такой сотрудник не заинтересован в работе как таковой, она для него в первую очередь источник дохода. Он может легко быть переманен на другое место, где больше платят. Если вы цените навыки данного работника, то должны быть готовы для удержания и мотивации повышать оплату. Договориться с таким сотрудником всегда просто, так как мотивация проста и измерима, вопрос только в цене.
Рост как специалиста. Или профессиональный тип мотивации
· Основная ценность: самоутверждение за счет профессионального роста. Человек чувствует свою значимость, востребованность и важность, когда имеет возможность расти и развиваться как специалист.
· Мотивация: в рамках данного типа существует два способы мотивации сотрудников:
1. Мероприятия, которые будут способствовать проф. развитию: специализированные курсы, посещение конференций, тренингов, форумов.
2. Признание их профессиональной ценности: возможность карьерного роста, переоценка уровня (например, от junior к middle или senior).
Такому специалисту будет приятно, если вы начнете интересоваться их мнением по узким вопросам. Чувствуя, что в вашей компании есть возможность для роста, а также поощрения его проф. качеств, сотрудник будет отдаваться делу максимально.
Больше общения. Или патриотический тип мотивации
· Основная ценность: общение, социум. Самое важное для них – коллектив, отношение с сотрудниками и начальством. Хотят быть полезными своей компании.
· Мотивация: «плюшкой» будет наличие тимбилдингов в компании, корпоративов, возможности совместных поездок на форумы и отдых. К методам мотивации сотрудников такого типа относится все, что позволит человеку максимально проявлять свои социальные навыки.
Такие сотрудники обычно гораздо меньше заинтересованы в работе, могут много времени тратить в комнате отдыха. При этом, как правило, они являются душой компании и теневыми лидерами. Идеально подходят для коллективной работы или при организации корпоративной жизни.
Высокая ответственность. Или хозяйский тип мотивации
· Основная ценность: проявление своих профессиональных качеств без жесткого контроля со стороны начальства.
· Мотивация: возможность принятия участия в важных решениях, работа над серьезными проектами (самостоятельно или в коллективе) без надзора со стороны. Сотрудник будет чувствовать свою надобность, если с ним будут советоваться и доверять ответственную работу.
Такие люди – костяк компании. Они надежные, ответственные, сильные лидеры, готовы выполнять самые серьезные проекты. Но они не терпят, когда в ход работы вмешиваются, диктуют, как нужно делать, жестко контролируют.
Меньше ответственности. Или люмпенский (избегательный) тип
· Основная ценность: просто работать и не быть уволенным.
· Мотивация: такие люди, как правило, имеют самую низкую мотивацию к работе. Выполняют минимум, который позволяет им держаться на плаву и не быть уволенными. Основное стремление – уменьшить свои усилия. Повышение мотивации сотрудника такого типа деньгами, профессиональным ростом или другими «плюшками» практически невозможно.
Оставлять работника данного типа или нет – зависит от сферы деятельности компании. В ряде случаев, где имеет место монотонная, не слишком ответственная работа, такие сотрудники являются оптимальным вариантом.
Как выяснить необходимый тип мотивации?
Хорошо, мы разобрались с типами мотивации сотрудников, примеры поощрения также рассмотрели. Но как определить, какой тип мотивации подойдет для ваших работников? Существуют специализированные тесты, однако тип легко понять и путем простого наблюдения. Слушайте, что говорит и о чем просит сотрудник, на что он возмущается. Можно провести тет-а-тет интервью с HR и узнать базовые ценности человека.
Важно понять, что для большинства людей могут подойти сразу несколько видов мотивации, поэтому нужно использовать сразу 2-3 вида поощрения.
И еще раз повторимся - мотивировать своих сотрудников крайне важно. Выгоду получит в первую очередь компания.
Инструмент Динамика активности в системе учета рабочего времени Kickidler позволяет выявить уровень мотивации сотрудников. Как он работает можно почитать здесь.