Найти в Дзене

Конкурс короткометражных фильмов Венецианского кинофестиваля: наш Топ-5

На днях закончился Венецианский кинофестиваль, на котором был наш спецагент, посмотревший все конкурсные короткометражные фильмы. В этом году работы молодых режиссёров были одна лучше другой. Рассказываем про наш личный рейтинг — у авторов этих короткометражек есть, чему поучиться. Manila Is Full of Men Named Boy / Манила полна парней по имени Бой  Филиппины Реж. Эндрю Стивен Ли Эндрю Стивен Ли снял небольшой шедевр, после которого ему хочется не только полный метр доверить, но и ключи от квартиры. Действие разворачивается в 2009 году после смерти Майкла Джексона. Главный герой, состоявшийся в Америке как врач, возвращается домой на день рождения отца. По дороге на празднество он покупает ребёнка (без шуток), да выбирает самого непокладистого, который курит с пелёнок и ругается как дед. Герой представляет этого ребёнка отцу, с которым отношения давно не ладятся, как собственного сына, чтобы на его фоне выглядеть хорошим. Но всё идёт не по плану: отцу главного героя сильно понравился бе
Оглавление

На днях закончился Венецианский кинофестиваль, на котором был наш спецагент, посмотревший все конкурсные короткометражные фильмы. В этом году работы молодых режиссёров были одна лучше другой. Рассказываем про наш личный рейтинг — у авторов этих короткометражек есть, чему поучиться.

Manila Is Full of Men Named Boy / Манила полна парней по имени Бой 

Филиппины

Реж. Эндрю Стивен Ли

Эндрю Стивен Ли снял небольшой шедевр, после которого ему хочется не только полный метр доверить, но и ключи от квартиры. Действие разворачивается в 2009 году после смерти Майкла Джексона. Главный герой, состоявшийся в Америке как врач, возвращается домой на день рождения отца. По дороге на празднество он покупает ребёнка (без шуток), да выбирает самого непокладистого, который курит с пелёнок и ругается как дед. Герой представляет этого ребёнка отцу, с которым отношения давно не ладятся, как собственного сына, чтобы на его фоне выглядеть хорошим. Но всё идёт не по плану: отцу главного героя сильно понравился безбашенный «внук». И что же делать в такой ситуации? 

Ли пошёл по верной и протоптанной дорожке «Когда мало средств — снимай в ч/б» и, как говорится, naild it. Скромная и концептуальная форма подкреплена целостным и остроумным сценарием. В 20 минут хронометража Эндрю уместил огромную трагедию человека: эмоциональную пустоту и боль от непринятия собственным отцом. Но в то же время фильм не выжмет из вас последний запас слёз, поскольку сюжет вполне себе ироничный и морщить лоб никого не просит. 

Казалось бы, торговля детьми не повод для шуток. Эндрю Стивен Ли, как сказал Кирпич из «Большого куша», ходит по ахрененно тонкому льду, но ему всё сходит с рук. В итоге вышла немного абсурдистская драма, ставящая ребром вопрос: что делает одного человека ценней, чем другого? И когда абсурд становится нормой в реальной жизни, можем ли мы заметить странность того, что на самом деле происходит?

Na Li / Внизу 

Китай

Реж. Ян Чжэнфан

Мы видим три этажа панельного дома. Ночь, люди в окнах заняты своими делами. Через несколько минут идиллию прерывает истошный крик, доносящийся откуда-то снизу. Голоса главных героев — мужа и жены — пытаются решить, что же делать: спуститься помочь, может быть, вызвать полицию? Ленивый будничный вечер не располагает к таким активностям, тем более что разобрать, что происходит внизу, невозможно — слишком темно. Крик усиливается, соседи из дома напротив либо увлечённо смотрят в окно, либо продолжают заниматься своими делами, некоторые задёргивают шторы. Крики не прекращаются. Муж с женой продолжают томную дискуссию, думая, что может быть причиной этих криков. Пока они не затихают. 

Несмотря на то, что кадр все 15 минут остаётся статичным, а в окнах напротив не то чтобы творится экшн, фильм удерживает внимание зрителя до финала. Тут дело даже не в саспенсе или ожидании развязки, а в том, что режиссёр выбрал идеальную форму для подачи своей мысли, оставив зрителя с ней тет-а-тет до самых титров (а то и после). Говорят, что слух обманчив, а собственные глаза — лучший свидетель, но так ли это? И что заставляет людей быть настолько толерантными к трагедии, если она не разворачивается прямо у них на глазах? Почему мы всё время рассчитываем на то, что «кто-то другой с этим разберётся»? Талантливое маленькое кино, оставляющее много вопросов к себе и окружающим. 

Sex, Fear and Hamburgers / Секс, страх и гамбургеры

Казахстан

Реж. Эльдар Шибанов

Главный герой Искандера, фуд-фотограф из Алматы, испытывает кризис в работе, да и отношения с коллегой Лаурой у него не клеятся — она, кажется, ни во что не ставит ни Искандера, ни его чувства. Однажды в фотостудии возникает Анат — милая девушка, забежавшая передать данные заказа с флэшки. Вдруг объявляют «красную тревогу», и ей приходится остаться в кабинете с Искандером, ведь прямо у них под окнами бегает преступник с автоматом и палит во всё, что движется. Пока Лаура занимается своими делами, Искандер и Анат узнают друг друга лучше, занимаются ничем не обязывающим сексом и коллекционированием мусора из пупка. Анат за недолгое время оккупации удаётся научить Искандера важной вещи: перестать бояться ошибок.

Как утверждает режиссёр, сюжет частично основан на реальных событиях. По его словам, никто к этому не был готов — ни полиция, ни граждане. Шибанов попытался показать, как такой кризис, как террористическая атака или трудности в социальной жизни, может служить толчком для роста человека. У режиссёра получилось создать настоящих и располагающих к себе персонажей, погрузив нас на все 19 минут в вихрь событий, происходящий в стенах съёмной студии. Остроумный и талантливый фильм, после которого вы точно захотите следить за дальнейшей судьбой режиссёра.

Кадр из фильма «Секс, страх и гамбургеры»
Кадр из фильма «Секс, страх и гамбургеры»

Leoforos Patision / Авеню Патиссия

Греция

Реж. Танасис Неофотистос

Молодая и полная энергии девушка спешит на прослушивание в театр. Роль Виолы в пьесе Шекспира уже практически её, нужно только явиться и победить единственную соперницу. По пути она узнаёт, что её сын, маленький Яннис, остался один дома. Няня куда-то делась, бывший муж не хочет приглядеть за ребёнком, сестра и подруга тоже не в деле. Яннис сидит дома голодный, названивает маме, а мама почти дошла до заветного места. Свернув на авеню Патиссия, она попадает в центр народных волнений, которые становятся всё жестче и агрессивней по мере того, как героине приходится сделать нелёгкий выбор между карьерой и ребёнком.

По синопсису уже считывается главная задумка режиссёра: показать рушащийся мир матери-одиночки, разрывающейся между самореализацией и собственным сыном. Причём художественный язык тут работает настолько хорошо, что ты словно сам оказываешься на месте героини. Режиссёр признался, что его на этот проект вдохновила мать. Он описал её как чувствительное создание, раздираемое между женской природой, стереотипами о женщинах и её истинными желаниями. Какие-то битвы ей удавалось выигрывать, но при этом она проигрывала другие. Очень мощная картина. Кажется, греческий кинематограф переживает новую волну. Напомним, что конкурс короткометражного кино в Каннах выиграла как раз кинематографистка из Греции.

L'été et Tout le Reste / Летний отдых

Франция

Реж. Свен Брессер

Летние каникулы подходят к концу. Друзья Марка Антуана и Микаеля отплывают на большую землю, чтобы учиться или работать. Парням особо нечем заняться на курортном острове после того, как все уезжают, поэтому они тоже начинают планировать переезд в большой город. Но у Марка Антуана появляются сомнения.

Режиссёр часто ездил жить на Корсику к бабушке во время летних каникул. Он признался, что значительную часть детства провёл на острове и всегда удивлялся, как быстро оживлённая летняя атмосфера с наступлением осени сменялась на опустевшие пейзажи тихого острова. Этот контраст и послужил главным толчком к съёмкам фильма. Свен Брессер иногда включает режим «Ксавье Долан», иногда даёт Годара второй половины 60-х, но своё лицо при этом не теряет. Влияние и вдохновение, конечно, считываются легко, но важно, что при этом Брессер сохраняет свой голос. За стилистически безупречной визуальной составляющей можно легко разглядеть молодого и подающего надежды драматурга.

После Венеции, кстати, он представил свой фильм и в Торонто (а что, так тоже можно было?).