Найти в Дзене
Бизнес без бумаги

Маркировка всего

Оглавление

В ближайшее десятилетие в России промаркируют электронными метками и чипами почти все товары, чтобы отслеживать их движение по цепочкам поставок – от конвейера до полки в супермаркете. Доступ к этой информации получит государство с помощью специальных информационных систем.

Подобный тотальный контроль уже установили за алкоголем, древесиной и шубами. Следующие на очереди «принудительного прогресса» – лекарства, молоко, мясо и рыба. За ними – сигареты, драгоценности, а также обувь, лыжи, макароны, чай, детское питание, шины, духи, средства для мытья посуды и другие товары.

Рассказываем, кому пора приготовиться, а кто ещё может несколько лет работать в привычном режиме.

Сигареты

Что происходит

Первые сигареты с новой электронной маркировкой появились в продаже в апреле 2018 года, но небольшими партиями и только в столичных городах. Поставки в розницу – начальный этап эксперимента по маркировке табачной продукции, стартовавшего в России с 15 января. Он продлится до конца года.

По замыслу чиновников, электронная маркировка сигарет должна подтверждать подлинность товаров и противодействовать незаконному ввозу, производству и обороту табачной продукции, в том числе и контрафактной.

Как выглядит

Маркировка сигарет представляет собой код в формате DataMatrix. Он наносится на пачку и содержит подробные данные: наименование, имя производителя, дату, время и место выпуска.

Кому волноваться

Пока что в эксперименте участвуют оптовики и розничные торговцы. С 1 июля 2018 года к ним должны присоединиться импортеры табачной продукции.

Де-факто маркировка вводится в интересах основных игроков отрасли. Они могут себе позволить вложить деньги в апгрейд инфраструктуры, поскольку в перспективе это может снизить количество контрафакта и увеличить продажи. Например, в исследовании The Boston Consulting Group говорится о сумме в 90 млрд рублей дополнительных доходов за счёт снижения нелегальной торговли.

С другой стороны, это выгодно и государству, которое хочет видеть реальную картину производства, чтобы более полно собирать налоги.

Молоко, мясо, птица и рыба

Что происходит

С июля 2018-го в России вводится обязательное оформление ветеринарно-сопроводительных документов в электронном виде. В созданной для этих целей системе «Меркурий» должны зарегистрироваться почти все, кто имеет отношение к производству и сбыту продуктов питания животного происхождения: сельхозпредприятия, фермеры, частники, переработчики, продавцы молока, мяса, птицы и рыбы.

Инициаторы введения электронных сертификатов планируют «ударить» по тем, кто занимается фальсификацией продуктов (например, подмешивает в сливочное масло растительные жиры) или поставляет мясо из заражённых болезнями территорий. А добросовестных производителей хотят избавить от лишних хлопот с бумагами.

В проекте несколько раз переносили сроки из-за неготовности многих регионов к реформе. По своему масштабу он схож с историей о маркировке алкоголя. Недаром сами производители называют его «продуктовым ЕГАИС».

Как выглядит

Электронные сертификаты – аналог электронной маркировки, поскольку с помощью этой системы предполагается отслеживать перемещение, например, молока едва ли не от коровы до прилавка. Сертификаты нужно получать на каждом этапе пути продукта по цепочке поставок. И если система обнаружит нарушения или проблемы, она «остановит» легальное движение товара.

Кому волноваться

Проще всего перейти на новую систему крупным предприятиям – торговым сетям, молокозаводам, мясокомбинатам, у которых есть для этого достаточные ресурсы, и кто имеет опыт информатизации. Вся бухгалтерия и документооборот гигантов пищевой индустрии уже давно идут в электронном виде. Трудности пока возникают у фермеров и мелких производителей, которые «не дружат» с технологиями и не готовы тратиться на услуги интеграторов.

Лекарства

Что происходит

С февраля 2017 года стартовала добровольная маркировка лекарств специальными метками. Эти метки синхронизированы с информационной системой под названием «Маркировка». Как и в предыдущих случаях, власти хотят оградить рынок от фальсификата, а также усилить контроль за фармацевтикой в плане собираемости налогов.

«Пилотный» проект ориентирован на маркировку препаратов особой значимости (от гемофилии, болезни Гоше, муковисцидоза и т. п.) – всего порядка 60 лекарств. Все 100% выпускаемых в обращение лекарственных препаратов будут поэтапно промаркированы к 1 января 2020 года.

По состоянию на начало 2018 года, в системе маркировки участвовали 1,3 тыс. производителей, аптек и медицинских организаций. Всего же на рынке присутствуют 370 тыс. участников. Основной этап проекта ещё впереди.

Как выглядит

Ключевой элемент системы – контрольный идентификационный знак (КИЗ).

КИЗ потребительской упаковки наносится производителем. КИЗ транспортной упаковки наносит любой участник рынка, занимающийся переупаковкой товара: производители, импортёры, промежуточные дистрибьюторы. Эти знаки требуется передавать в ИС «Маркировка», которая проверяет допустимость операций и сделок. Если система найдёт нарушение, она запретит поставку.

Кому волноваться

Проект маркировки коснётся всех производителей, импортёров, дистрибьюторов, 3PL-операторов и розничных продавцов лекарственных средств. Основная сложность в том, что фармацевтический рынок исторически не так глубоко погружён в электронный обмен данными, как например, продуктовый ритейл.

Промаркировать лекарства – это ещё полбеды. Нужно оперативно передать точные данные в систему. Сбои и ошибки чреваты большими убытками, поскольку простаивающая фура лекарств заведомо стоит в десятки и сотни раз дороже, чем фура с куриными окорочками и молоком.

Для плавного и безболезненного внедрения маркировки поставщикам и производителям лекарств нужно будет внедрять полноценный документооборот в электронном виде.

Спортивные товары

Что происходит

Министерство промышленности и торговли весной 2018 года предложило ввести обязательную сертификацию и маркировку спортивного инвентаря, производимого в России. Эти нововведения упомянуты в правительственной стратегии по развитию спортивной промышленности до 2035 года.

Согласно документу, предложения о введении обязательной сертификации должны быть представлены во II квартале 2019 года, по маркировке – в IV квартале 2018 года.

Как выглядит

С помощью каких средств придётся маркировать лыжи, коньки и футбольные мячи, чиновники пока не сообщили. Вероятнее всего, здесь пойдут по пути других непродовольственных товаров: единая информационная система, чипы и штрих-коды.

Кому волноваться

Стратегия создана в соответствии с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева «Об обеспечении условий для подготовки сборных команд РФ». В сообщении министерства упоминаются российские производители. Можно предположить, что маркировка не затронет импортёров и торговцев, а будет распространена только на товары made in Russia, но опыт маркировки лекарств и табака подсказывает – ожидать можно чего угодно.

Читать полностью -->