Найти тему
pro.knigi

Два Young Adult романа: хороший и не очень

Оглавление

Прочитала тут по работе пару young adult книжек. Одну из них очень рекомендую, вторую не очень.

«Элиза и ее монстры» Франчески Заппиа (рекомендую)

Это очень крутой роман для детей и подростков, выросших вместе с компьютером и соцсетями. Элиза Мерк ходит в выпускной класс обычной школы и как бы переживает это время: не высовывается, не привлекает к себе внимание, носит толстовку с капюшоном и просто ждет, когда же закончится эта треклятая школа. Элизе до лампочки вся эта дружба в реале, ведь у нее уже есть миллионы поклонников в интернете. Девушка каждый день работает над своим детищем — она рисует комикс «Море чудовищ» о героях, которые обладают сверхъестественными способностями и сражаются с силами зла за право на спокойную жизнь.

Элиза всегда носит с собой блокнот, чтобы делать наброски, и каждую пятницу выкладывает в сеть несколько новых страниц истории. Проблема в том, что в интернете она носит имя ЛедиСозвездие, и ни одна живая душа на земле (ну кроме ее младших братьев-близнецов и пары доверенных людей в чате), не знает, что Элиза = ЛедиСозвездие = автор самого популярного комикса в сети. А потом в класс Элизы приходит новенький — красавец Уоллес. И оказывается, что Уоллес пишет фанфики на «Море чудовищ» и вообще он — самый крутой фанат комикса. И, конечно, Элиза не может не удержаться от общения с ним, а там постепенно кроме дружбы накатывает влюбленность и в общем-то всё бы хорошо, если бы не тайна Элизы и ее двойная жизнь.

За что я полюбила эту книгу — в какой-то момент автор задает важный вопрос: стоит ли творчество твоего здоровья? Стоит ли продолжать творить ради фанатов и читателей, если ты чувствуешь себя очень плохо и тебе нужен покой? И там есть, конечно, момент, ради которого книжку хотелось закрыть и послать этого Уоллеса подальше. Я бы на месте Элизы вообще перестала с ним разговаривать за его странный, нелогичный и эгоистичный поступок (как вообще у людей такое поворачивается язык сказать? Ну это просто чистой воды фанатство. Наверное, фанаты пребывают не в своем уме, это точно). А на месте автора я бы героя за такое наказала, отобрала бы у него дар сочинительства, например, каким-нибудь неприятным образом. Пусть бы знал, каково это.

Сама писательница Франческа Заппиа очень милая и приятная (ниже прикреплю фото). Ей около 22 лет, она изучает информационные технологии в университете Индианаполиса, увлекается рисованием, любит смотреть в одиночестве сериалы и играть в компьютерные игры и активно общается со своими фантами в соцсетях. Свой первый контракт с литературным агентом она подписала в 19 лет, написав роман, идея которого пришла ей в 7 лет. Собственно, Франческа знает о чем пишет, и все эти проблемы подростков, уживающихся в двух мирах (реальном и компьютерном), ей знакомы не понаслышке.

Франческа Заппиа
Франческа Заппиа

Гейл Форман “I lost my way” (на русском еще не вышел)

Гейл Форман — это такая рыжеволосая женщина под 50 с трансгендерным лицом (она сама об этом шутит на своем сайте, так что я тут не при чем). Свою писательскую карьеру она начала пятнадцать лет назад после того, как отправилась с мужем в кругосветку. Так ее вдохновило это путешествие. До этого она работала журналистом и писала про подростков и о подростках в журналы Seventeen, Glamour, Elle, Cosmopolitan и др.

Ее новый роман “I lost my way” это такая квинтессенция рассуждений о судьбе, которая неожиданно сводит людей вместе. В тексте рассказывается о трех нелегких подростковых судьбах: популярной певице среди молодежи Фрейе, которая внезапно потеряла голос; пакистанском мальчике Харуне, который боится признаться семье в том, что он гей; и Натаниэле, чей отец психически ненормальный и доставил ему множество проблем (мальчишка даже из-за этого психа глаз потерял).

Герои сталкиваются в Центральном парке Нью-Йорка. Точнее Фрейя, засмотревшись на лайки своих фанатов в смартфон, падает с моста прямо на Натаниэля, который и так как бы идет умирать, а тут девушка на него падает (как мило), а Харун наблюдает это действо со стороны. Ну и потом эта троица ползет в больницу и как-то вдруг сближается. У каждого свои определенные мотивы это делать, но по сути все они в дерьме — автор как бы назидательно дает понять, что одного отчаявшегося подростка никто, кроме как другой отчаявшийся подросток, понять не может. И вот эта назидательность несколько раздражает. Ну и может я чего-то не понимаю, но встречать в YA-книжке неловкое описание секса двух мальчишек (без излишних подробностей, но все же), плюс читать про член, твердый как бита, — это как бы не совсем прерогатива YA-романов. Автор немного попутала, наверное.

-3

И вот самое, пожалуй, нелепое — это читать про то, что все проблемы подростков связаны с их родителями. Тут автор достаточно далека от понимания: подростки так-то личности, и главная их цель — найти свой личный путь. Именно поэтому, выбирая между двумя этими романами, я выберу «Элизу и ее монстров». Там тоже у героини имеются проблемы с родителями, но не это самое важное. Главное в том, что она ищет свое предназначение и пытается понять, кто же она среди всей этой мишуры про учебу, поступление в колледж и десятки других ненужных вещей, которые остались уже в прошлом. Сейчас есть интернет, и деньги на колледж или сама учеба — вообще не проблема. Проблема — удержаться в этом динамичном мире, не только найти себя, но и оставаться самим собой среди миллионов разносторонних мнений, нагружающих твою голову, стоит лишь зайти в какую-нибудь соцсеть.

Ксения Лурье