Приветствую тебя, Читатель!
В то время, как количество жителей Америки, которые являются владельцами недвижимости достаточно велико (~63%), на сегодняшний день наблюдается рост популярности жилья в аренду. Скорее всего и экспаты, прибывшие в США на длительный срок, первоначально отдадут предпочтение съему, чем покупке дома или квартиры. Поэтому сегодня я решила поделиться своим опытом аренды жилья в Америке, и рассказать о том, как изменилась ситуация на рынке за последние несколько лет. Зная, что некоторые мои читатели не любят полотна текста, я решила удовлетворить всех и разбавить этот важный пост фотографиями милых малых панд :)
Тут же хочу заметить, что далее будет рассказано о моем опыте, и ситуация с арендой жилья отличается в каждом штате. В том случае, когда я буду располагать фактами для сравнения разных рынков, я обязательно их озвучу.
1. Где искать?
Итак, начнем с того, где найти жилье, которое сдается в аренду. Есть несколько способов: обратиться за услугами к риелтору, поискать на местных форумах (craigslist.org) или на сайтах с базой данных недвижимости (realtor.com, zillow.com). Я использовала все вышеперечисленные методы и самым эффективным для меня оказался третий.
В то же время хочу заметить, что на местных форумах чаще можно найти жилье, которое сдается владельцем напрямую, тогда как базы данных в основном предлагают ту недвижимость, которая арендуется через агентство.
Если решите снимать жилье у владельца, то скорее всего избежите 7 кругов ада бюрократии, которая ждет вас при подписании контракта с агентством. С другой стороны, такого жилья на рынке меньше, да и частные лица менее организованы, чем компании, поэтому в будущем у вас могут возникнуть проблемы в случае поломок или других непредвиденных ситуаций.
2. Осмотр недвижимости.
После того, как вы нашли понравившуюся вам недвижимость, вы связываетесь с лицом, которое занимается ее сдачей. Конечно же перед подписанием всех бумаг стоит заказать тур и внимательно осмотреть жилье. Представители компании ответственны за порядок в доме и за то, чтобы вся техника и системы нагрева воды и кондиционирования были в рабочем состоянии.
Позитивным отличием сотрудничества с агентством является то, что в большинстве случаев, если у вас в период контракта возникнут поломки в доме, сервисная служба все починит бесплатно. Снимая жилье у частного лица, обязательно обсудите с ним, кто будет оплачивать эти затраты, потому что за них может быть ответственен арендатор. Далее пройдемся по всем упомянутым кругам ада при подписании контракта с агентством.
3. Подписание контракта.
Допустим, что вас все утроило при просмотре жилья, а значит смело можно переходить к подписанию контракта и заселению. Если вы конечно же подойдете агентству, как будущий арендатор (агентства не любят сотрудничать с ненадежными клиентами и могут отказать вам, если посчитают таковым).
Тут порядок действий отличается от штата к штату, и в таких городах, как Нью-Йорк или Лос-Анджелес, в списке будет меньше пунктов, потому как там действуют отдельные законы по недискриминации людей с криминальным прошлым, а также иммигрантов. Но в большинстве случаев готовьтесь к прохождению всех ступеней ниже:
Application fee (сбор за заполнение анкеты) — необходимо будет оплатить и заполнить анкету с личной информацией для того, чтобы агентство ее обработало. Эта сумма не подлежит возврату, даже если агентство откажется подписывать с вами контракт. В моих случаях она составляла от $45 до $100.
Hold fee (сбор за бронирование жилья) — сумма, которую вы платите для того, чтобы агентство придержало вам желаемую недвижимость, пока будут готовиться документы, описанные ниже. Ее вы сможете получить обратно в случае отказа от сотрудничества. Я платила от $200.
Background check (проверка личных данных) — детали этого этапа отличаются по стране. На протяжении последних 5 лет в своей местности я заметила ужесточение условий проверки. Если еще в 2012 агентства могли подать заявку всего лишь на проверку криминального прошлого, то теперь они могут потребовать от потенциального арендатора больше документов, включая информацию о визе, иммиграционном статусе и банковских счетах.
Опять же, в самых больших мегаполисах вас о таких деталях могут и не спросить, но я была свидетелем того, что моим родственникам, которые планировали жить несколько месяцев в одном из южных штатов отказывали лишь на основании того, что удостоверением личности у них были паспорта с туристическими визами (документы были действительны, а визы активны), а не местные права.
Credit history check (проверка кредитной истории) — про кредитную историю в будущем будет отдельный пост, а пока кратко объясню, что большинство американцев используют кредитные карты для ежедневных покупок, периодично выплачивая накопившиеся кредиты банку. История пользования кредитками есть у каждого их владельца, и credit history check может показать заинтересованной стороне, есть ли у вас проблемы с финансами и не увязли ли вы в долгах. Если при проверке агент заметит, что у вас плохая кредитная история — это может послужить причиной отказа от сотрудничества.
Для иностранцев, которые не пользуются американскими кредитными картами этот этап не применяется, но не стоит радоваться такому факту. Почему, расскажу ниже.
Security Deposit (гарантийный депозит) — это залог на тот случай, если вы перестанете выплачивать аренду или нанесете жилью ощутимый ущерб. Сумма депозита определяется по результатам credit check: чем лучше его результат, тем меньше залог вам нужно будет внести. Вот тут-то и возвращаемся к печальному факту, что так, как у иностранцев нет кредитной истории, то часто security deposit может составлять 1 или 2 месяца арендной платы. В моих случаях он был равен от $1000 до $1500. Эти деньги агентство мне вернуло после окончания контракта, проверив жилье и убедившись, что все осталось в рабочем состоянии.
После того, как сумма депозита определена и все участники удовлетворены условиями контракта, он подписывается и выдается в двух копиях: агентству и арендатору. Условия всех контрактов, которые я подписывала, приблизительно одинаковые, и в принципе, арендатор имеет мало влияния на внесение изменений.
Один из пунктов, которые важно помнить — это то, когда вам необходимо сообщить арендодателю о своем выселении. В пример дам совет на $1000 и расскажу о своем фейле, чтобы вы не нарвались на такую неприятность. Когда только приехала в штаты и снимала жилье, то не знала всех деталей и особенностей контрактов с агентством. Прожила в доме год, и выселилась в тот день, когда мой договор закончился. Дом перед отъездом убрала, и вся техника там была исправна, поэтому я очень удивилась, когда мне написали из агентства, что депозит я обратно не получу. Оказалось, что я не сообщила им за 2 месяца о том, что собираюсь съезжать. Даже не смотря на то, что мой контракт заканчивался без возможности продления, я была обязана написать арендодателю о том, что не буду больше жить в этом доме. Я же, в свою очередь, думала, что обязана буду сообщить о выезде только в случае досрочного прерывания контракта. Поэтому будьте внимательны и читайте все условия договоров, которые подписываете.
Заполнение и проверка всех вышеперечисленных документов может занимать от 1го дня до недели. Если из моего описания весь процесс показался вам сложным и полным непонятных деталей, не отчаивайтесь, это только поверхностный обзор :) На самом деле вас может накрыть еще больше форм и анкет: например, в случае, если у вас есть кот или пес (за них придется отдельно платить арендную плату вдобавок к основной сумме) или если у вас нет местного водительского удостоверения, а также счета в американском банке.
Но я ни в коем случае не хочу вас напугать или отбить желание снимать жилье в Америке. Наоборот, этот пост я писала в надежде на то, что при встрече с агентом вы будете готовы и подкованы во всех вопросах, и никто не сможет загнать вас в угол.
Ваш Автор.