Михаил Михайлович Яншин — артист, хорошо известный нескольким поколениям советских зрителей.
Его творческая жизнь была долгой и плодотворной. Этому замечательному человеку удалось реализовать свои таланты, заслужить любовь публики и признание коллег.
Многие помнят Яншина в образах забавного толстяка сэра Тоби Белча в экранизации шекспировской «Двенадцатой ночи», нелепого почтмейстера Ивана Андреевича в «Мертвых душах», профессора Волосюка в «Большой перемене».
Он блистал на сценах лучших московских театров, занимался постановкой спектаклей, его голосом говорили герои советских мультфильмов.
Детство: начало любви к театру
Будущий народный артист Советского Союза родился в 1902 году в семье банковского служащего. Его детство и юность прошли в Москве. Отец и мать были заядлыми театралами.
Они часто посещали оперный театр, ходили смотреть драматические постановки. Свою любовь к сценическому искусству родители привили сыну.
Сильное впечатление на маленького Мишу произвели звезды сцены: Федор Шаляпин и Иван Москвин.
Несмотря на столь раннее увлечение Мельпоменой, решение посвятить свою жизнь театру Яншин принял не сразу. Он успешно осваивал технические специальности в лучших учебных заведениях столицы.
Однако доучиться ему не удалось. Планы на будущее были разрушены революцией и последовавшей за ней Гражданской Войной. Михаил добровольцем ушел в Красную Армию.
Только после демобилизации он решился стать профессиональным актером. В 1922 году талантливый двадцатилетний парень поступил во 2-ю студию МХАТ.
Три жены — три актрисы
Путь к славе начался в 1926 году. После исполнения роли Лариосика в «Днях Турбиных» у актера появились первые поклонники, его начали узнавать, внимание женщин к его персоне возросло.
В том же году Яншин женился на восемнадцатилетней ученице МХАТа Веронике Полонской. Молодые супруги были страстно влюблены в свою работу и посвящали театру все свои силы.
Этот брак продлился семь лет. Причиной разрыва стала любовная связь Вероники с великим пролетарским поэтом Владимиром Владимировичем Маяковским.
Практически сразу после расставания с первой супругой Михаил встретил свою вторую жену — звезду цыганского театра «Ромэн» Лялю Черную.
В 1942 году роковая красавица ушла от Яншина к другому мужчине. Удачливым соперником оказался актер Николай Хмелев.
В третий раз Михаил Михайлович женился в 1955 году на актрисе Ноне Мейер. В ее лице он обрел не только любящую женщину, но и хорошего друга.
Нона Владимировна ценила талант супруга и была для него надежным «тылом». Она любила мужа и заботилась о нем до самой его смерти.
Гениальный актер — добрый, сентиментальный человек
Главной любовью Михаила Михайловича всегда был театр. Возможно, поэтому и возникали сложности в его личной жизни. Яншин жил и дышал своей профессией. Он был талантлив и харизматичен.
Мягкая манера игры, роскошный голос, умение изображать самые тонкие чувства делали его настоящим чеховским актером.
Коллеги и близкие люди характеризовали его как доброго и отзывчивого человека. Он всегда оказывал поддержку начинающим актерам, делился с ними опытом.
Михаил Михайлович отличался обаянием, обладал хорошим чувством юмора, был приятен и интересен для окружающих.
В быту Яншин был немного ленив и расслаблен. Любил вкусно поесть и выпить. Играл на скачках и болел за «Спартак». Он отлично пел романсы и сам аккомпанировал себе на гитаре. Увлекался шахматами.
Последний отрезок жизни
До конца своих дней Яншин сохранял творческую активность. Он участвовал в спектаклях, вызывая восторг в сердцах зрителей и коллег. В 1975 году вышла в печать его книга.
В феврале 1976 года великий актер в последний раз играл на сцене Московского Художественного театра.
Спустя полгода Михаил Михайлович Яншин скончался. Артист похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.