Найти тему
Александр Ложечкин

О силе воли

Принято считать, что есть два уровня силы воли: есть сила воли и нет силы воли. Хорошо было об этом рассказано в замечательной книге Замятина “Мы”. Книга очень интересная, о пост-индустриальном антиутопичном обществе победившего выхолощенного разума, а противопоставлении счастья и свободы, разума и чувств. Книгой в свое время восхищались и Оруэлл, и Хаксли, потом во многом воспроизведшие “Мы” Замятина в своих сильно более известных и популярных “1984” и “О этот дивный новый мир”. Если читали (а, впрочем, и если и не читали) эти книги, рекомендую ознакомиться и с “первоисточником”.

Так вот, Замятин рассуждает и противопоставляет понятия “хочу” и “хочется”:

Да, именно, именно. Потому-то я и боюсь I, я борюсь с ней, я не хочу. Но почему же во мне рядом и «я не хочу» и «мне хочется»? В том-то и ужас, что мне хочется опять этой вчерашней блаженной смерти. В том-то и ужас, что даже теперь, когда логическая функция проинтегрирована, когда очевидно, что она неявно включает в себя смерть, я все-таки хочу ее губами, руками, грудью, каждым миллиметром…

Здесь речь идёт о любви, но что наша жизнь, как не любовь? К человеку, идее, “трём апельсинам”.

Если принять различие между “хочу” и “хочется”, как различие между свободой воли и потаканием своим слабостям, то в традиционном понимании сила воли, это способность делать, то что “хочу” вопреки тому, что мне “хочется”:

• Я ХОЧУ проснуться в 6 утра, чтобы доехать до работы быстро и не потерять время в пробках.
• Но мне ХОЧЕТСЯ подольше поспать и поваляться в постели, несмотря на то, что тогда дорога до работы займет в 3 раза больше времени.

Человек с сильной, в традиционном понимании, волей, делает в ситуации выше то, что ХОЧЕТ. Человек со слабой волей в той же ситуации делает то, что ХОЧЕТСЯ. Такой же пример можно привести с желанием привести себя в форму и желанием съесть мороженое. С желанием пойти на пробежку в дождь и желанием поваляться на диване с планшетом.

И весь мир в такой концепции воли делится на два типа людей:
• Скучных зануд с железной волей, лишающих себя всех удовольствий жизни. В результате получающих нервные срывы, скверный характер и прочие достоинства.
• Безвольных слабаков, только и делающих, что потакающих своим желаниям и неспособных себя “заставить” сделать что-то.

Я не хочу себя видеть ни в одной, ни в другой группе. Казалось бы, ответ в компромиссе? То есть половину времени надо быть скучной занудой, а половину — безвольным слабаком? Тоже непривлекательный образ… Поэтому для себя я придумал другую концепцию силы воли, которая помимо перечисленных выше двух вариантов включает в себя и третий. Итак, есть не два, а три типа силы воли:

Слабая воля: человек делает то, что «хочется», даже если разумом человек понимает, что он этого «не хочет». Или ему почему-то «не хочется» того, что он «хочет». Пример — не суметь проснуться и встать в нужное время, в результате чего провести в три раза больше времени в пробках, как следствие задержаться на работе из-за чего опять лечь спать слишком поздно.

Сильная воля: когда человек заставляет себя делать (или не делать) то, что он «хочет», даже если ему этого «не хочется». Или не делать то, что «не хочет», даже если «хочется», зажимая волю в кулак. Пример — бросить курить и силой воли себя заставлять не курить, как бы не «хотелось». Вроде бы это и есть сила воли? Но нет, не так! Смотрите дальше.

Настоящая воля: когда человеку на самом деле «хочется» того, что он «хочет». Ну или «не хочется» того, чего он «не хочет». То есть человеку не нужно себя заставлять делать то, что он хочет. Он просто настолько понимает себя и владеет собой, что ему искренне начинает «хотеться» того, что он «хочет».

Именно к этому, третьему уровню и стоит стремиться, когда ХОЧУ и ХОЧЕТСЯ совпадает и не приходится себя насиловать и заставлять что-то делать вопреки своим желаниям. Как этого достичь? Прежде всего — самопознанием. О чём — отдельная заметка.

Оригинал заметки.