Сегодня железногорский завод «Вагонмаш» можно назвать флагманом как российской, так и региональной промышленности. Результаты, с которыми предприятие подходит к грядущему 15-летнему юбилею, весьма внушительны. Из миллиона железнодорожных составов, курсирующих по стране, около 350 тысяч оснащены аппаратами, произведенными здесь. Однако так было не всегда. О падениях, взлетах и планах на будущее рассказал его генеральный директор Валерий ВАЛЕЕВ.
14 лет — для подобного промышленного предприятия возраст весьма небольшой. Однако путь к успеху, который проделал «Вагонмаш», едва ли можно назвать таковым.
Хозяйство создавалось практически с нуля. В 2004 году на заброшенной промплощадке бывшего завода ЖБИ-2 начали вырастать производственные корпуса «Вагонмаша».
— Сначала мы производили крышки люков для грузовых железнодорожных вагонов, — рассказал Валерий Адиевич. — А спустя несколько месяцев совместно с американской компанией «Майнер» изготовили первый поглощающий аппарат РТ-120.
Этот элемент автосцепного устройства между вагонами, чем-то напоминающий амортизатор, позволяет защитить вагон и перевозимые грузы. С 2005 года местная разработка стала успешно эксплуатироваться на железных дорогах стран СНГ и Балтии. Что касается России, то сейчас поглощающие аппараты установлены на каждом втором полувагоне страны. Так, со временем они стали визитной карточкой завода, а «Вагонмаш» — лидером на российском рынке по их выпуску.
— Преимущество наших изделий в том, что они переносят высокие нагрузки, даже в экстремальных условиях, — отметил генеральный директор предприятия. — При этом если общий срок службы аппаратов составляет 32 года, то гарантийный срок, который даем мы, — это 8 лет.
Столь же востребованы и выпускаемые здесь рессорные пружины. Цех по их производству полностью автоматизирован. Потому и внушительные объемы выпуска – миллион изделий в год. Кстати говоря, здесь применяется и уникальная технология закалки. Благодаря ей прочность пружины почти в 3 раза выше, чем у обычной, а непрерывный сквозной контроль полностью исключает брак.
– Наше оборудование, можно сказать, уникальное, — отметил Валерий Адиевич. — Поначалу, правда, работникам было непросто разобраться в особенностях работы новых машин. Однако со временем железногорцы освоили новые технологии.
Вырос и объем выпускаемой продукции. Если раньше здесь производили около 500 пружин в сутки, то сейчас — 4 тысячи.
Сложно представить, но буквально 4 года назад предприятие переживало тяжелые времена, находясь на грани банкротства. Из-за спада в промышленности остановилось производство вагонов — соответственно, и поставки всех комплектующих, которые здесь производились.
— На тот момент мы были вынуждены сократить число работающих почти в два раза, — пояснил Валерий Валеев. — Теперь у нас трудятся порядка 500 человек. Но это те люди, которые выстояли вместе с нами.
Теперь тяжелые времена позади. Сегодня «Вагонмаш» ежемесячно выпускает около 10 тысяч аппаратов РТ-120, а также 2 тысячи моделей нового класса РТ-130. Здесь же готовую продукцию тестируют.
Рост выпуска комплектующих способствовал и росту выручки. По итогам нынешнего года она должна составить 4 миллиарда рублей, это вдвое больше, чем в предыдущем году.
Несмотря на заметное увеличение объемов производства, на достигнутом останавливаться не планируют. Ведь даже в кризисные годы предприятие не просто выживало, но все время двигалось вперед.
Сейчас на заводе продолжается работа по созданию самой развитой сети сервисного обслуживания автосцепки и тележек грузовых вагонов. В планах на 2019-2020 годы — открыть литейное производство, а также установить вторую печь для термической обработки деталей. По словам Валерия Адиевича, негласная задача — производить все комплектующие собственными силами на территории «Вагонмаша».
Елена ВОРОБЬЕВА