Найти в Дзене

"Жук-плавунец" Вермахта. Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen)

Оглавление

Введение

С самого начала войны Германия испытывала потребность в машине, которой не страшны снег, грязь, песок. Фердинанд Порше видел неплохой потенциал в идее полноприводного Кюбельвагена. 
Разработка началась 1 июля 1940 года, когда фирме Порше пришел заказ на разработку легкой амфибии. Работа кипела уже через неделю,  5 июля контракт расширили на 3 прототипа. На "всё про всё" выделили 200.000 рейхсмарок. Рабочее название проекта - Тип 128. К 21сентября первый прототип был готов. Он представлял собой немного модифицированный Кюбельваген Тип 82 с двигателем и ходовой от  разрабатывавшегося в то же время Типа 87. Боковые дверцы заварили, на шины надели цепи для улучшения сцепления с берегом. Винт был поворачиваемым и имел свой кожух, но перед серийным производством оба этих решения отбросили.

-2
Первый прототип (Тип 128/1) на испытаниях в Штуттгарте

-3
Испытатели заталкивают прототип на берег. Видимо, полный привод работает не очень.

1 ноября первый прототип отправили в 6 департамент Управления вооружений для начала испытаний, длившихся до 6 декабря. 

К 6 ноября туда свезли все три прототипа и их "соперника" - Trippel SG6. В тесты входило: движение по автобану, грунтовке и горным дорогам, прохождение участка с полным бездорожьем, движение по воде, спуск и выход на берег.

-4
Тип 128/1 во время испытаний в тестовом центре в Вунсдорфе.

-5
Тип 128/2 уже имел более обтекаемый корпус, формируя внешний вид последующих машин

-6
Тип 128/3 тестовом центре в Вунсдорфе. 

-7
Та же машина во время испытаний на проходимость

В процессе испытаний выяснилось, что:

  •  у новой машины втрое меньше потребление топлива на воде (6 против 18)
  • Тип 128 медленнее на 5 км/ч (75-80 против 80-85)
  • крейсерская скорость по шоссе выше на 5-7 км/ч (Триппель перегрелся)
  • скорость на воде, в том числе крейсерская, выше (10 против 8.5 км/ч, Триппель закипел и не смог проплыть 1 час на максимуме)
  • потребление топлива на шоссе меньше (9.5 литров/сотня против 18)
  •  объем бензобака меньше (50 литров против 70)
  • запас хода больше (520км против 380)
  • Тип 128 менее проходимый, но легче и не закипает при долгом бездорожье

Что интересно, Тип 128 прошёл путь от чертежной доски до ходовых испытаний за 3 месяца. У Триппеля же ушло 6 лет.

На основе результатов испытаний, Управление вооружений обсудило с Порше производство еще 100 машин.
В Штуттгарте собрали 30 экземпляров и отправили на дальнейшие испытания. Весь 41 год их гоняли и в хвост, и в гриву, изучая поведение в различных условиях. Памятным стал альпийский пробег с 6 по 16 августа 1941г. После преодоления 2580км пути впечатление было таково:

...Тип 128 продемонстрировал нам ранее невиданный уровень проходимости при внимательном вождении. Мы преодолели все участки с нагрузкой в полтонны, и амфибийные качества машины нисколько не упали за длительное путешествие. Она продемонстрировала преодоление рек на большей скорости, чем другая (видимо, речь про Триппель)...

К 18 февраля 1942г. фирма Порше предложила для производства следующие варианты:

  • Предсерийный Тип 128 с "ванной" на несущей раме
  • Предсерийный Тип 128 с несущим кузовом (30 машин из Штуттгарта, фирма Порше)
  • Серийный Тип 128, собранный на Фольксвагене (200 машин)
  • Тип 138, удлиненная версия Тип 128 с несущим кузовом (отклонён)
  • Тип 166, укороченный Тип 128 с новым несущим кузовом. Новая 5-ст. коробка и новый передний мост (предсерия из 175 машин. Из них 125 соберут в Штуттгарте, остальные сделают позже).

Уже собранные 128ые отправили в войска, а в серию пустили Тип 166. Произошло это по причине худшей проходимости 128го из-за длины и его нестабильности кузова. В процессе испытаний он мог скручиваться по продольной оси, что не есть гут.

Конструкция и оснащение

28 апреля 1942 года утвердили спецификации на корпус:
Цельностальной герметичный кузов. Все движущиеся части ходовой защищены сальниками и манжетами. 
Дверей нет, подножка стала узкой, поэтому верхний край борта немного опустили. Подножка сделана единым целым с кузовом и стоит примерно на уровне ватерлинии. Проушины для буксировочных крюков соединены, чтобы предотвратить повреждение корпуса. 
Моторный отсек располагается сзади, капот в открытом положении удерживается пружинами. 
Крылья приварены к корпусу и открыты сзади, что обусловлено способностью плавать. Но это не позволяет двигаться в колонне по понятным причинам.
Спереди от крыла до крыла и по бокам корпуса установлены трубчатые бампера (боковые выполняют роль подножки), сзади не установлено ничего.
Ветровое стекло изготовлено из ламинированного стекла и может опускаться вперёд на корпус. 
Предусмотрено 4 посадочных места для экипажа. Настроить их нельзя, но имеется возможность быстрого снятия. Переднее пассажирское складывается, чтобы можно было использовать его, как станок для пулемета.
В приборной панели слева предусмотрен бардачок для документов. 
На полу установлены деревянные решётки.
В передней части корпуса два бенозобака по 25 литров, соединенные тройным клапаном, что позволяет подключать их по очереди. У каждого предусмотрена своя заливная горловина с откидной крышкой. 
Рядом установлена система подачи смазки под давлением в передний мост и рулевую рейку.
Для движения по дорогам общего пользования предусмотрены: крепежи номера на переднем и заднем бамперах, две фары, дворник на ветровом стекле, зеркало заднего вида, гудок, стоп-сигнал на корме.

-8
На приборке представлены: замок зажигания, кнопка стартера, кнопка включения фар, переключатель зажигания с индикатором, розетка для салонного света, спидометр и переключатель подсветки приборов.

У переднего сиденья пассажира стоит флагшток, в специальном контейнере под ветровым стеклом лежит набор инструментов.
Слева спереди на корпусе закреплена лопата, а сзади - вёсла (на случай отказа силовой установки).

Использование

-9
Фердинанд Порше-младший показывает новую амфибию Гитлеру и представителям управления вооружений в "Волчьем логове"

В марте 1942г. первый прототип испытывался на Max Eyth Reservoir около Штуттгарта. Армия приняла его на вооружение 29 мая, а 6 июня сотая машина сошла с конвейера. 25 июня образец продемонстрировали генералу Риттеру фон Эппу и его окружению. Внедорожные качества были показаны в Обервизенфельде. С 21 по 24 июля амфибию тестировали на снегу в Гроссглокнере. Военные пришли к мнению, что Швиммваген - лучший вездеход своего времени. И машина вскоре это подтвердила. К концу 1942 года машину уже вовсю поставляли армейским частям.

В основном амфибии выполняли роль машин для разведывательных и мотоциклетных подразделений, где они вытеснили собой мотоциклы Цундапп и БМВ. Затем их стало возможно встретить почти в любом подразделении СС или Вермахта.  В войсках машину оценили и любили за её качества. Способность плавать, кстати, редко использовалась для выполнения боевых задач, скорее для развлечений в свободное время.

-10
Для игр на воде - самое оно

-11
-12
С помощью специального крюка можно было поднимать и опускать винт

-13
-14
-15
Генерал Максимилиан фон Эдельсхейм и его офицеры плывут на дальнюю сторону Эльбы, чтобы передать условия сдачи в плен своим подчинённым. 4 мая 1945

-16
Даже сам Порше гонял на своём детище на охоту

В процессе эксплуатации армейцы предлагали свои изменения, такие как усиление буксирных крюков. Сами они делали крепления для ящиков и канистр, ставили светомаскирующие крышки для фар Notek.

Союзники, захватывая вездеходы, тоже оценили по достоинству их качества. В Красной Армии их использовали как штабные машины и машины для переправки через реки. Что любопытно, есть легенда, что солдаты гоняли на амфибии по дорогам, опустив и включив винт, и таким образом создавали видимость движения колонны в клубах пыли. Размеры и скорость вращения винта, конечно, такое сделать не позволят, но сам факт закрепления в фольклоре - уже даёт некоторое понимание.

Британцы и американцы гоняли их в качестве штабных и медицинских машин.

-17
-18
-19
Британцы из 23-го полка "Hussards" 11-ой танковой дивизии

ТТХ

-20

Механика

4-цилиндровый оппозитник воздушного охлаждения, с принудительным охлаждением масла
1131 куб. см., 24.5 л/с при 3'000 об/мин (отсечка 3'300 об/мин)
Вентиляторы охлаждения двигателя при отсечке: 6'600 об/мин
Воздушный поток: 500 литров/мин
Бортовая сеть: 6В
Аккумулятор: 6В, 75 А/ч (DIN Kr 2311)
Трансмиссия/КПП:  ручная без синхронизаторов, подключаемый полный привод, 4 передачи вперед, 1 задняя, понижайка
Передаточные числа: пониженная 5.86 - 1ая передача 3.60 - 2ая передача 2.07 - 3я передача 1.25 - 4ая передача 0.80 - задняя передача 6.60
Тормоза: барабанные, на все 4 колеса
Ручной тормоз: те же самые барабанные тормоза
Давление в передних шинах (указано на передних крыльях): 1.8 атм.
Давление в задних шинах (указано на задних крыльях): 2.2 атм.

Размеры

Длина: 3825 мм
Ширина: 1480 мм
Высота: 1615 мм (с установленной мягкой крышей)
Сухой вес: 910 кг
Максимально допустимый вес: 1345 кг
Распределение веса (при максимальной нагрузке): передняя ось 540 кг, задняя ось 805 кг
Радиус поворота (шоссе): 9 метров
Радиус поворота (на воде): 15 метров

Скорость

Максимальная скорость на передачах при  3'300 об/мин:
Понижайка 10 км/ч
1ая передача 17 км/ч
2ая передача 32 км/ч
3я передача 50 км/ч
4ая передача 80 км/ч
задняя передача 9 км/ч
Максимальная скорость: 80 км/ч (шоссе)
Минимально возможная скорость: 3 км/ч
Максимальная скорость на стоячей воде: 10 км/ч, при  2'300 об/мин винта (движение только вперед)
Максимально преодолеваемый угол при 2'000 об/мин: 65%
 Запас хода: 520 км

Вместимость 

Посадочные места: 4 человека
Бензобак: 50 литров (два по 25 л)
Расход топлива: 8.5 л / 100 км
Тип топлива: бензин (низкое октановое число)
Потребление масла: 0.12 л / 100 км
Масло в двигателе: 3 л
Масло в коробке: 3.5 л
Масло в передней оси: 1.5 литра

Вундервафли на базе машины

Тип 166 с зениткой Gebirgsflak 38

В 1943 таких запилили 12 штук и передали в 370-ую пехотную дивизию вермахта. Зенитка весила около 300 кг, что позволило поставить её на шасси Швиммвагена. Отдача при стрельбе очередями была довольно ядрёной, а одиночными - уже не комильфо, что свело на нет подобные эксперименты.

-22
-23
-24
Schwimmwagen Sondertype 129

В 1942 сделали две таких машины и отправили в саперный отряд 300-го танкового батальона. Назначение следующее - самоходная телеуправляемая плавающая мина. Взрывчатка размещалась на месте задних сидений, передние использовались водителем и оператором на марше.

Фишка машины в том, что для выхода на берег использовались твердотопливные реактивные ускорители (максимум 4 штуки) с тягой по 600 (шестьсот) килограмм каждый. В теории, оно бы и полететь смогло. 
Одну машину неудачно "испытали" на реке Шпрее, вторую переделали обратно в нормальный вариант.

Заключение

Всего было построено 14 276 машин данного типа, из них 1308 на заводе Порше в Штуттгарте. Выживаемость - от 3 до 6 недель.
После налёта авиации на завод Фольксвагена 5 августа 1944г. о производстве не могло быть и речи. Из-за разрушений производственных мощностей и большой стоимости в рейхсмарках и человеко-часах, оно прекратилось совсем. Когда союзники захватили завод, то сначала собрали 6 машин из уже имеющихся деталей, а затем продолжили производство при условии, что рабочие смогут обеспечить достаточный выход. Амфибии еще довольно долго прослужили после войны. Ненужные распродали фермерам, рабочим, полиции, пожарным.

-25

На данный момент осталось 189 штук (англоязычная вики со ссылкой на профильный сайт) в руках энтузиастов. Амфибии являются интересными экспонатами на выставках и служат для изучения истории и развлечения посетителей пробегов и съездов.
Сам Порше получил за своё изобретение звание оберфюрера СС, из-за чего после войны его арестовали французы и посадили на полгода в тюрьму, где он потерял здоровье.