Введение
С самого начала войны Германия испытывала потребность в машине, которой не страшны снег, грязь, песок. Фердинанд Порше видел неплохой потенциал в идее полноприводного Кюбельвагена.
Разработка началась 1 июля 1940 года, когда фирме Порше пришел заказ на разработку легкой амфибии. Работа кипела уже через неделю, 5 июля контракт расширили на 3 прототипа. На "всё про всё" выделили 200.000 рейхсмарок. Рабочее название проекта - Тип 128. К 21сентября первый прототип был готов. Он представлял собой немного модифицированный Кюбельваген Тип 82 с двигателем и ходовой от разрабатывавшегося в то же время Типа 87. Боковые дверцы заварили, на шины надели цепи для улучшения сцепления с берегом. Винт был поворачиваемым и имел свой кожух, но перед серийным производством оба этих решения отбросили.
Первый прототип (Тип 128/1) на испытаниях в Штуттгарте
Испытатели заталкивают прототип на берег. Видимо, полный привод работает не очень.
1 ноября первый прототип отправили в 6 департамент Управления вооружений для начала испытаний, длившихся до 6 декабря.
К 6 ноября туда свезли все три прототипа и их "соперника" - Trippel SG6. В тесты входило: движение по автобану, грунтовке и горным дорогам, прохождение участка с полным бездорожьем, движение по воде, спуск и выход на берег.
Тип 128/1 во время испытаний в тестовом центре в Вунсдорфе.
Тип 128/2 уже имел более обтекаемый корпус, формируя внешний вид последующих машин
Тип 128/3 тестовом центре в Вунсдорфе.
Та же машина во время испытаний на проходимость
В процессе испытаний выяснилось, что:
- у новой машины втрое меньше потребление топлива на воде (6 против 18)
- Тип 128 медленнее на 5 км/ч (75-80 против 80-85)
- крейсерская скорость по шоссе выше на 5-7 км/ч (Триппель перегрелся)
- скорость на воде, в том числе крейсерская, выше (10 против 8.5 км/ч, Триппель закипел и не смог проплыть 1 час на максимуме)
- потребление топлива на шоссе меньше (9.5 литров/сотня против 18)
- объем бензобака меньше (50 литров против 70)
- запас хода больше (520км против 380)
- Тип 128 менее проходимый, но легче и не закипает при долгом бездорожье
Что интересно, Тип 128 прошёл путь от чертежной доски до ходовых испытаний за 3 месяца. У Триппеля же ушло 6 лет.
На основе результатов испытаний, Управление вооружений обсудило с Порше производство еще 100 машин.
В Штуттгарте собрали 30 экземпляров и отправили на дальнейшие испытания. Весь 41 год их гоняли и в хвост, и в гриву, изучая поведение в различных условиях. Памятным стал альпийский пробег с 6 по 16 августа 1941г. После преодоления 2580км пути впечатление было таково:
...Тип 128 продемонстрировал нам ранее невиданный уровень проходимости при внимательном вождении. Мы преодолели все участки с нагрузкой в полтонны, и амфибийные качества машины нисколько не упали за длительное путешествие. Она продемонстрировала преодоление рек на большей скорости, чем другая (видимо, речь про Триппель)...
К 18 февраля 1942г. фирма Порше предложила для производства следующие варианты:
- Предсерийный Тип 128 с "ванной" на несущей раме
- Предсерийный Тип 128 с несущим кузовом (30 машин из Штуттгарта, фирма Порше)
- Серийный Тип 128, собранный на Фольксвагене (200 машин)
- Тип 138, удлиненная версия Тип 128 с несущим кузовом (отклонён)
- Тип 166, укороченный Тип 128 с новым несущим кузовом. Новая 5-ст. коробка и новый передний мост (предсерия из 175 машин. Из них 125 соберут в Штуттгарте, остальные сделают позже).
Уже собранные 128ые отправили в войска, а в серию пустили Тип 166. Произошло это по причине худшей проходимости 128го из-за длины и его нестабильности кузова. В процессе испытаний он мог скручиваться по продольной оси, что не есть гут.
Конструкция и оснащение
28 апреля 1942 года утвердили спецификации на корпус:
Цельностальной герметичный кузов. Все движущиеся части ходовой защищены сальниками и манжетами.
Дверей нет, подножка стала узкой, поэтому верхний край борта немного опустили. Подножка сделана единым целым с кузовом и стоит примерно на уровне ватерлинии. Проушины для буксировочных крюков соединены, чтобы предотвратить повреждение корпуса.
Моторный отсек располагается сзади, капот в открытом положении удерживается пружинами.
Крылья приварены к корпусу и открыты сзади, что обусловлено способностью плавать. Но это не позволяет двигаться в колонне по понятным причинам.
Спереди от крыла до крыла и по бокам корпуса установлены трубчатые бампера (боковые выполняют роль подножки), сзади не установлено ничего.
Ветровое стекло изготовлено из ламинированного стекла и может опускаться вперёд на корпус.
Предусмотрено 4 посадочных места для экипажа. Настроить их нельзя, но имеется возможность быстрого снятия. Переднее пассажирское складывается, чтобы можно было использовать его, как станок для пулемета.
В приборной панели слева предусмотрен бардачок для документов.
На полу установлены деревянные решётки.
В передней части корпуса два бенозобака по 25 литров, соединенные тройным клапаном, что позволяет подключать их по очереди. У каждого предусмотрена своя заливная горловина с откидной крышкой.
Рядом установлена система подачи смазки под давлением в передний мост и рулевую рейку.
Для движения по дорогам общего пользования предусмотрены: крепежи номера на переднем и заднем бамперах, две фары, дворник на ветровом стекле, зеркало заднего вида, гудок, стоп-сигнал на корме.
На приборке представлены: замок зажигания, кнопка стартера, кнопка включения фар, переключатель зажигания с индикатором, розетка для салонного света, спидометр и переключатель подсветки приборов.
У переднего сиденья пассажира стоит флагшток, в специальном контейнере под ветровым стеклом лежит набор инструментов.
Слева спереди на корпусе закреплена лопата, а сзади - вёсла (на случай отказа силовой установки).
Использование
Фердинанд Порше-младший показывает новую амфибию Гитлеру и представителям управления вооружений в "Волчьем логове"
В марте 1942г. первый прототип испытывался на Max Eyth Reservoir около Штуттгарта. Армия приняла его на вооружение 29 мая, а 6 июня сотая машина сошла с конвейера. 25 июня образец продемонстрировали генералу Риттеру фон Эппу и его окружению. Внедорожные качества были показаны в Обервизенфельде. С 21 по 24 июля амфибию тестировали на снегу в Гроссглокнере. Военные пришли к мнению, что Швиммваген - лучший вездеход своего времени. И машина вскоре это подтвердила. К концу 1942 года машину уже вовсю поставляли армейским частям.
В основном амфибии выполняли роль машин для разведывательных и мотоциклетных подразделений, где они вытеснили собой мотоциклы Цундапп и БМВ. Затем их стало возможно встретить почти в любом подразделении СС или Вермахта. В войсках машину оценили и любили за её качества. Способность плавать, кстати, редко использовалась для выполнения боевых задач, скорее для развлечений в свободное время.
Для игр на воде - самое оно
С помощью специального крюка можно было поднимать и опускать винт
Генерал Максимилиан фон Эдельсхейм и его офицеры плывут на дальнюю сторону Эльбы, чтобы передать условия сдачи в плен своим подчинённым. 4 мая 1945
Даже сам Порше гонял на своём детище на охоту
В процессе эксплуатации армейцы предлагали свои изменения, такие как усиление буксирных крюков. Сами они делали крепления для ящиков и канистр, ставили светомаскирующие крышки для фар Notek.
Союзники, захватывая вездеходы, тоже оценили по достоинству их качества. В Красной Армии их использовали как штабные машины и машины для переправки через реки. Что любопытно, есть легенда, что солдаты гоняли на амфибии по дорогам, опустив и включив винт, и таким образом создавали видимость движения колонны в клубах пыли. Размеры и скорость вращения винта, конечно, такое сделать не позволят, но сам факт закрепления в фольклоре - уже даёт некоторое понимание.
Британцы и американцы гоняли их в качестве штабных и медицинских машин.
Британцы из 23-го полка "Hussards" 11-ой танковой дивизии
ТТХ
Механика
4-цилиндровый оппозитник воздушного охлаждения, с принудительным охлаждением масла
1131 куб. см., 24.5 л/с при 3'000 об/мин (отсечка 3'300 об/мин)
Вентиляторы охлаждения двигателя при отсечке: 6'600 об/мин
Воздушный поток: 500 литров/мин
Бортовая сеть: 6В
Аккумулятор: 6В, 75 А/ч (DIN Kr 2311)
Трансмиссия/КПП: ручная без синхронизаторов, подключаемый полный привод, 4 передачи вперед, 1 задняя, понижайка
Передаточные числа: пониженная 5.86 - 1ая передача 3.60 - 2ая передача 2.07 - 3я передача 1.25 - 4ая передача 0.80 - задняя передача 6.60
Тормоза: барабанные, на все 4 колеса
Ручной тормоз: те же самые барабанные тормоза
Давление в передних шинах (указано на передних крыльях): 1.8 атм.
Давление в задних шинах (указано на задних крыльях): 2.2 атм.
Размеры
Длина: 3825 мм
Ширина: 1480 мм
Высота: 1615 мм (с установленной мягкой крышей)
Сухой вес: 910 кг
Максимально допустимый вес: 1345 кг
Распределение веса (при максимальной нагрузке): передняя ось 540 кг, задняя ось 805 кг
Радиус поворота (шоссе): 9 метров
Радиус поворота (на воде): 15 метров
Скорость
Максимальная скорость на передачах при 3'300 об/мин:
Понижайка 10 км/ч
1ая передача 17 км/ч
2ая передача 32 км/ч
3я передача 50 км/ч
4ая передача 80 км/ч
задняя передача 9 км/ч
Максимальная скорость: 80 км/ч (шоссе)
Минимально возможная скорость: 3 км/ч
Максимальная скорость на стоячей воде: 10 км/ч, при 2'300 об/мин винта (движение только вперед)
Максимально преодолеваемый угол при 2'000 об/мин: 65%
Запас хода: 520 км
Вместимость
Посадочные места: 4 человека
Бензобак: 50 литров (два по 25 л)
Расход топлива: 8.5 л / 100 км
Тип топлива: бензин (низкое октановое число)
Потребление масла: 0.12 л / 100 км
Масло в двигателе: 3 л
Масло в коробке: 3.5 л
Масло в передней оси: 1.5 литра
Вундервафли на базе машины
Тип 166 с зениткой Gebirgsflak 38
В 1943 таких запилили 12 штук и передали в 370-ую пехотную дивизию вермахта. Зенитка весила около 300 кг, что позволило поставить её на шасси Швиммвагена. Отдача при стрельбе очередями была довольно ядрёной, а одиночными - уже не комильфо, что свело на нет подобные эксперименты.
Schwimmwagen Sondertype 129
В 1942 сделали две таких машины и отправили в саперный отряд 300-го танкового батальона. Назначение следующее - самоходная телеуправляемая плавающая мина. Взрывчатка размещалась на месте задних сидений, передние использовались водителем и оператором на марше.
Фишка машины в том, что для выхода на берег использовались твердотопливные реактивные ускорители (максимум 4 штуки) с тягой по 600 (шестьсот) килограмм каждый. В теории, оно бы и полететь смогло.
Одну машину неудачно "испытали" на реке Шпрее, вторую переделали обратно в нормальный вариант.
Заключение
Всего было построено 14 276 машин данного типа, из них 1308 на заводе Порше в Штуттгарте. Выживаемость - от 3 до 6 недель.
После налёта авиации на завод Фольксвагена 5 августа 1944г. о производстве не могло быть и речи. Из-за разрушений производственных мощностей и большой стоимости в рейхсмарках и человеко-часах, оно прекратилось совсем. Когда союзники захватили завод, то сначала собрали 6 машин из уже имеющихся деталей, а затем продолжили производство при условии, что рабочие смогут обеспечить достаточный выход. Амфибии еще довольно долго прослужили после войны. Ненужные распродали фермерам, рабочим, полиции, пожарным.
На данный момент осталось 189 штук (англоязычная вики со ссылкой на профильный сайт) в руках энтузиастов. Амфибии являются интересными экспонатами на выставках и служат для изучения истории и развлечения посетителей пробегов и съездов.
Сам Порше получил за своё изобретение звание оберфюрера СС, из-за чего после войны его арестовали французы и посадили на полгода в тюрьму, где он потерял здоровье.