Найти тему
Записки истории

Командир

Оглавление

...Командир 249-го истребительного авиационного полка 217-й авиационной дивизии Петр Константинович Козаченко много времени и сил отдавал воспитанию своих подчиненных. Он досконально знал секреты воздушного боя и неустанно посвящал в них молодых летчиков. Был бесстрашен, умел перехитрить врага, в воздухе всегда находился там, где решался исход боя. Недаром успех сопутствовал авиаторам этого полка.

Командир полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Козаченко Пётр Константинович
Командир полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Козаченко Пётр Константинович

Так, 1 ноября 1942 года шесть истребителей во главе с майором П. К. Козаченко сопровождали группу ИЛ-2 210-го штурмового авиационного полка, вылетевших на штурмовку войск противника в районе Ардон. Недалеко от цели на нашу группу самолетов вышли 15 фашистских МЕ-110. Своевременно замеченные, они были упреждены в атаке. В этом неравном бою воспитанники Козаченко сбили 5 «мессершмиттов». Задача по штурмовке войск была выполнена. Истребители и штурмовики вернулись на свои аэродромы без потерь.

Советский истребитель ЛаГГ-3 заходит на посадку.
Советский истребитель ЛаГГ-3 заходит на посадку.

А 28 февраля 1943 года группа из 5 истребителей ЛА-5 под командованием майора Козаченко в районе побережья Азовского моря встретила 5 «юнкерсов», перевозивших, как выяснилось позже, пехоту. Несмотря на низкую облачность (до 200 м), сильно затруднявшую маневр и огневое противодействие, все самолеты противника были сбиты. Лично командир полка сбил два из них, но в ходе боя был ранен в руку и живот. Истекая кровью и превозмогая боль, П. К. Козаченко довел до конца победный бой, привел группу на родной аэродром, плавно посадил самолет на взлетно-посадочную полосу и тут же потерял сознание.

Группа советских истребителей Ла-5 в полете. Снимок сделан с борта самолета У-2.
Группа советских истребителей Ла-5 в полете. Снимок сделан с борта самолета У-2.

249-й истребительный авиационный полк во второй половине 1942 и в начале 1943 года сбил 61 вражеский самолет и повредил 16. Из них 6 сбитых и 2 поврежденных было на личном счету Козаченко.

Один из двух Ю-52, сбитых 28.02.1943 г. командиром 249 ИАП майором Козаченко в районе побережья Азовского моря.
Один из двух Ю-52, сбитых 28.02.1943 г. командиром 249 ИАП майором Козаченко в районе побережья Азовского моря.

1 мая 1943 года за мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Петру Константиновичу Козаченко присвоено звание Героя Советского Союза.

День 18 марта 1945 года был пасмурным. Где-то за многослойными облаками кипел воздушный бой. В эфире – тысячи звуков, команд, предупреждений, радостных победных поздравлений, криков отчаяния. Лётчики бомбардировщика «Пе-2», пролетавшего мимо Данцига (ныне польский город Гданьск), уловили в этом шуме хрипловатый и, как всегда, спокойный голос П. К. Козаченко: «Внимание, соколы! Всем, всем! Я подбит, иду на таран!». Это были последние слова отважного лётчика. Они навсегда остались в памяти и сердцах тех, кто их слышал, кто знал П. К. Козаченко. Похоронен в районе Гданьска.
День 18 марта 1945 года был пасмурным. Где-то за многослойными облаками кипел воздушный бой. В эфире – тысячи звуков, команд, предупреждений, радостных победных поздравлений, криков отчаяния. Лётчики бомбардировщика «Пе-2», пролетавшего мимо Данцига (ныне польский город Гданьск), уловили в этом шуме хрипловатый и, как всегда, спокойный голос П. К. Козаченко: «Внимание, соколы! Всем, всем! Я подбит, иду на таран!». Это были последние слова отважного лётчика. Они навсегда остались в памяти и сердцах тех, кто их слышал, кто знал П. К. Козаченко. Похоронен в районе Гданьска.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»

-6