В последней записи о том, как мы строим нефтепровод, мы с вами получили допуск к производству работ. То есть теперь мы смело можем получать проект на бумаге и начинать чистить снег, валить лес, варить трубу и капать землю. Это все хорошо, но я думаю для начала нужно поговорить о тех людях, которые в этой самой стройке учувствуют.
В приложениях к основному документу по строительству нефтепроводов ВСН (ведомственные строительные нормы) 012-88 есть такой документ, который называется «Перечень лиц и организаций, участвующих в строительстве». Как следует из названия, это своеобразный перечень людей, с указанием организации, и кратким описанием рода занятий и круга ответственности с образцом подписи каждого мело — мальки серьезного лица, участвующего в строительстве. Я его в шутку называю списком виновных… но о виновных мы поговорим позже, когда будем сдавать объект.
Ну так как «Ленин всех собрал на первомай», начнем наше знакомство с действующими лицами разумеется с заказчика.
Заказчик – лицо обширное, необъятное, и очень часто само себе противоречащее. Мы поделим заказчика на две группы.
Первая группы заказчиков:
— Разные руководители и заместители руководителей РНУ или УМН, которые приезжают на объекты только в тех случаях, когда что-то случилось и нужно помочь словом, или, когда приехал кто-то посерьезней с проверкой, из начальства повыше. Эти люди как правило вращаются очень высоко и видя стройку на сводках, графиках и отчетах, они не вникают в проблемы индейцев, до той поры, пока все хорошо.
— Клерки среднего звена. Это руководители таких структурных подразделений как отдел капитального строительства (ОКС). Эти люди уже ближе к стройке. Они могут пару раз в месяц приехать на объект, походить, посмотреть фактическое положение вещей, чтобы не путаться в показаниях. Если руководители этих отделов толковые, то они могут помочь в стройке не только словом, но и делом. Они отвечают за качество строительства, и за соблюдение контрактного графика. В отдельных случаях можно сказать, что это единственные люди от заказчика, которые заинтересованные в строительстве, точнее в его успешном завершении.
— Пехота. Это – инженеры ОКС, которые закреплены за объектом кураторами. Если повезет, то куратор попадется адекватный. Он будет помогать бодаться с надзорными органами, пропихивать согласования непроектных решений в проектном институте, по возможности двигать поставку давальческих материалов от ОМТС (отдел материально – технического снабжения) заказчика. Если не повезет, то может попасться какой- ни будь баран, который в лучшем случае не будет проявлять вообще никаких признаков совей работы, в худшем – он будет только мешать, реализовывая свои амбиции, показывая видимость кипучей деятельности перед своим руководством.
Вторая группа заказчиков…, наверное, будет точнее даже не заказчиков, а представителей эксплуатации:
— Это разного рода начальники, мастера, инженеры разных НПС и ЛПДС, которые в лучшем случае не будут мешать, а в худшем будут навязывать свои мнения по строительству, которые чаще всего идут в разрез с рабочей документацией. Простой пример. Построили мы допустим на УЗА (узел запорной арматуры) предусмотренную по проекту площадку обслуживания задвижки, и приезжает начальник ЛЭС (линейной эксплуатационной службы) и говорит мол нафига вы мне ее поставили, мне удобней на плановые работы привозить с собой быстросъемную площадку, и увозить ее по окончанию работ. Да, конечно можно послать его обратно в кабинет, сказать, что проектом предусмотрено так, и никак по-другому мы делать не намерены, и хорошо, если это его остановит. Но есть очень упёртые бараны, которые начнут звонить в ОКС, вынуждать их выходить на проектный институт, который на самом деле «а я на все согласная» лишь бы их не трогали лишний раз, который без труда может согласовать любую ерунду с формулировкой «без изменения сметной стоимости». Ни как следствие, если площадка не смонтирована, то и платить за нее никто не будет.
Так же эти ребята, очень сильно радуются, когда в зоне их ответственности появляется подрядчик, ведь у него есть кран, есть экскаватор, есть сварочные аппараты, есть резаки, есть люди, которые могут этим всем работать, есть топливо, есть электроды, и все это по старой дружбе или в обмен на закрытие глаз на определенные моменты, можно брать пользоваться, или просить взаймы, а потом возможно и отдавать не придется…
Практической пользы от этих ребят строителям на самом деле мало. Грамотный инженер ОКС может сидя в кабинете сделать больше, чем эти ребята, ходящие с нами, со строителями по одной земле. Чаще всего, они выписывают наряды – допуски на виды работ, просят сводку о выполненных работах несколько раз в день, ну и могут показать где и как лучше пройти определенный участок, если у них в штате есть аксакалы, которые помнят немножко больше, чем вчерашний день.
Так мы медленно, но верно, подбираемся к главной противоборствующей стороне на стройке – к инженерам надзорных органов. Они тоже делятся на подгруппы.
Инженеры авторского надзора. Представители людей из проектного института, которые сделали рабочую и проектную документацию. Практической пользы от них не много, так как чаще всего эти ребята по природе совей очень ленивы, и максимум что могут сделать по приезду на объект проехать вдоль трассы, чтобы сделать пару фотографий. Разного рода согласования проходят весьма успешно и дистанционно, ну это при наличии грамотного ОКС.
Инженеры строительного контроля. Если в ОКС в управлении творится не пойми что, то эти ребята фактическая власть на стройке. Все зависит от того, насколько адекватные инженеры на земле. Как и в других профессиях, они делятся на толковых и баранов. Толковые помогут выйти из сложной ситуации, подскажут еще на стадии подготовительных работ, как лучше сделать, чтобы были и волки сыты и овцы целы, тем самым не будут затягивать стройку и превращать ее в цирк – шапито и площадку для реализации собственных амбиций. Бараны же, обычно, с первых минут появления на объекте, начинают качать какие они крутые парни, и как они всю стройку вместе с заказчиком вертят на детородном органе. Чаще всего, такие пацаны, в перерывах между рассказами о том, какие они крутые, не видят ничего, что происходит на стройке, так как не понимают специфики производственных процессов, и как следствие все спускается до анархии, которую заказчик не редко молчаливо поддерживает, так как сводки по выполненным работам с такими надзорными органами только становятся лучше, а качество… да кого оно интересует это качество, если все хотят пораньше сдать объект.
Инженеры службы контроля качества подрядчика. Вообще, чисто фиктивная служба, и по большому счету являясь валетами строительного контроля, ничего сами решить не могут, а так как зарплату они получают от подрядной компании, тем самым напрямую от нее завися, мечутся постоянно между молотом и наковальней.
Инженеры Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Самый главный государственный орган технического надзора. С этими серьезными ребятами за время стройки контактируем не более двух раз. Если заказчик хорошо поставил работу с данным учреждением, то и особых проблем нет. Если нет, то увы… Будут проблемы начиная с допуска на объект, заканчивая вводом в эксплуатацию. Эти парни могут практически все, и вот они именно и вертят всю стройку вместе с заказчиком на известном месте.
Это одна сторона баррикад. В следующей серии мы подробно разберем на составляющие части нашу строительную компанию.