Мир «Древних свитков» («The Elder Scrolls») является одним из самых продуманных и интересных игровых миров. Здесь уникальны не только сама история, география и разнообразие рас, но и устройство вселенной. Погрузиться в мифологию выдуманного мира — захватывающе и интересно даже для тех, кто вовсе не знаком с игрой.
Сотворение Вселенной
Согласно легенде, частично рассказанной ниже, в основе всего мира стояли братья Ану и Падомай — две изначальные сущности, при слиянии которых появилась Вселенная, Аурбис. Братья долгое время бродили в пустоте, пока их игра Света и Тьмы, Порядка и Хаоса (Ану и Падомай соответственно) не создала Нир.
Оба брата полюбили ее, но, отдав предпочтение Ану, Нир родила от него 12 миров. Разъяренный Падомай смертельно ранил ее и сошелся в схватке с Ану. В попытке уничтожить Мироздание, Падомай одним ударом пронзает брата. Оба исчезают за границами Времени. Перед этим Ану успевает соткать из остатков миров планету Нирн.
Из смешавшейся крови братьев произошли боги-Аэдра. При этом кровь Падомая также создала божественных Даэдрических Принцев, в то время как кровь Ану превратилась в звезды (Магне-Ге).
В итоге Вселенная разделилась на три части, между которыми находится Пустота:
- Этериус — план Аэдра и душ большинства умерших.
- Обливион — планы Даэдра.
- Нирн — мир смертных.
Вариации первосущностей
Еще задолго до существования смертных или богов, Ану и Падомай создали свои души — Ануиэля и Ситиса. От их взаимодействия с Аурбисом появились боги.
Воплощением Ану в мифологии смертных является Ануиэль — высшая сущность, творение и «Душа» Ану, символ единства и полноты мироздания. Ситисопоклонники считают Ануиэля демоном, создавшим «царство вечного несовершенства».
Его противоположность — Ситис, олицетворяющий хаос и уничтожение, «Душа» Падомая. Поклонение Ситису в мире смертных считается вне закона, однако при этом у него существует много почитателей.
Но не представляйте их в известном нам человекоподобном виде:
«В корне неверно персонифицировать Ануиэля, сущность порядка, также как неверно персонифицировать Ситиса, сущность хаоса. Более верным будет представлять их как космические принципы, пронизывающие Аурбис»
— Фрастус из Элинира
Аэдра
Божественные существа, отдавшие свою вечную жизнь ради сотворения мира смертных. Противопоставляются Даэдрическим Принцам (даэдра).
Традиционно всего почитается восемь аэдра, у каждого из которых есть своя одноименная планета: Акатош, Аркей, Дибелла, Зенитар, Кинарет, Мара, Стендарр и Юлианос.
Другими аэдра являются:
- И'ффре — самое важное божество пантеона босмеров;
- Лорхан — Потерянный Бог, наказанный другими аэдра за то, что вынудил их создать Нирн в обмен на бессмертие;
- Магнус — бог, даровавший смертным магию. После сотворения мира смертных он оставил после себя солнце — огромную дыру, которая посылает в Нирн магию и солнечный свет.
Даэдра
Даэдрические Принцы или Принцы Даэдра — могущественные божества, каждый из которых правит собственным планом Обливиона.
Обычно насчитывают шестнадцать Даэдрических Принцев (обладающих женским воплощением даэдра также называют Принцами и лишь изредка Принцессами). Иногда семнадцатым даэдра называют Джиггалага, чья сфера — порядок. Сам он, предположительно, является другой стороной Принца Безумия Шеогората.
- Азура, покровительствующая заре и закату. Ее план Обливиона называется Лунная тень и представляет собой прекрасный цветущий рай, окутанный легкой дымкой.
- Боэтия — принц интриг и мщения. Его план, Доля Воздаяния, описан, как земля с садами-лабиринтами и закрученными башнями.
- Вермина — даэдра ночных кошмаров и дурных предзнаменований. Ее план — мир кошмаров Трясина.
- Клавикус Вайл — исполнитель желаний. Его план представляет собой «деревенскую идиллию», пронизанную безмятежностью.
- Малакат — покровитель изгнанников и презираемых, хранитель Верных Клятв и Кровавых Проклятий. Зольник, план Малаката, представляет собой мир, заполненный прахом и пеплом.
- Меридия. Сфера деятельности этой даэдра неизвестна. Предполагается, что она является воплощением Света. Ее план — Цветные Палаты, сведения о нем практически отсутствуют.
- Мерунес Дагон — даэдра уничтожения и кровопролития. План Дагона — Мертвые Земли, состоящие из багрового неба, раскаленной лавы и опасных кровавых растений.
- Мефала, чья сфера секреты и искусство убийства. Ее план, Спиральный Моток, представляет мир, связанный нитями магической призрачной паутины.
- Молаг Бал. Его сфера — господство над смертными и порабощение их разума. Его план, Хладная Гавань, являет собой пустую, мертвую землю с горящими небесами и ледяным воздухом.
- Намира — даэдра уродства. Повелевает духами тьмы и теней и ассоциируется с пауками, червями и прочими существами, вызывающими отвращение. Ее план — Рассеивающая Пустота.
- Ноктюрнал — повелительница ночи, покровительница Гильдии Воров. Ей принадлежит цитадель Опасная Тень (Вечнотень).
- Периайт. Его стихия — эпидемии. План Обливиона, Ямы Периайта, в котором обитает этот даэдра, всегда был закрыт для смертных, так что о нем практически ничего неизвестно.
- Сангвин, чья сфера разгул и веселье, а также стремление к темным сторонам натуры. План Сангвина — Несметные Царства Удовольствий.
- Хермеус Мора — хранитель знаний и предсказатель судеб. Его план, Апокриф, представляет собой гигантскую библиотеку, где хранятся знания о всем и вся.
- Хирсин — покровитель охоты. Владения Хирсина, Охотничьи угодья, представляют собой дремучие леса, поля, реки, равнины и горы.
- Шеогорат — принц безумия, имеющий раздвоение личности. Его план, Дрожащие Острова, разделен на две части, как и сознание его повелителя. Местность Мании яркая и живописная, местность Деменции угрюмая и болотистая.
Магне-Ге
В отличие от аэдра, Магне-Ге не стали жертвовать своим бессмертием ради Нирна и поэтому покинули его вскоре после создания. Уходя, они прорвали завесу между их миром и миром смертных и создали солнце и звезды — дыры в завесе, сквозь которые магия проникает в Нирн.
Согласно распространенному мнению, души мертвых отправляются в Этериус, чтобы продолжить существование в качестве духов.
Больше о пантеонах и легендах народов Нирна будет рассказано в других статьях.
Кстати, вы замечали, что устройство и мифология игрового мира часто основывается на мифах и культах реально существовавших народов нашей реальности? Например, в верованиях нордов, жителей Скайрима, можно найти элементы кельтской и скандинавской мифологий.
__________
Подписывайтесь на канал и следите за обновлениями, чтобы узнать больше о мифологиях и культах ⏳