Найти тему

10 пунктов для проверки при seo-оптимизации

Оглавление

SEO-чеклист по оптимизации сайта: 10 основных пунктов для проверки

Оптимизация сайта — долгая и кропотливая работа с большим объёмом данных. Начинающие специалисты в процессе продвижения ресурса нередко допускают ошибки именно на этом этапе. Часть из них можно быстро обнаружить и исправить. Другие недочёты выявляются только при глубокой проверке сайта на SEO-оптимизацию.

Чтобы повысить трафик на ресурс и не попасть под фильтры поисковых систем, нужно периодически проводить развёрнутый аудит оптимизации. Используйте SEO-чеклист, чтобы ничего не упустить, структурировать данные и сэкономить время. Он пригодится как SEO-специалистам начального уровня, так и сотрудникам с широким кругом обязанностей.

SEO-чеклист состоит из девяти разделов, среди которых внутренняя и внешняя оптимизация сайта, оценка семантического ядра и контента, технические факторы и многое другое. Перед началом работ рекомендуем установить на сайт счётчики аналитики от Яндекс.Метрики и Google.Analytics. Они сообщают об изменениях позиций сайта, возникших технических ошибках, нарушениях.

Пункт №1: Техническая оптимизация

Оптимизация сайта начинается с проверки ресурса на наличие технических ошибок. Они ухудшают позиции ресурса в выдаче поисковиков, что снижает объем трафика. Некоторые технические ошибки вызывают негативную реакцию у пользователей, например, долгая загрузка страниц или их некорректное отображение при просмотре с мобильных устройств.

Проверить техническую готовность сайта следует по таким пунктам:

●       корректное заполнение файла robots.txt;

●       правильность sitemap.xml;

●       дубли страниц;

●       расстановка атрибутов rel=canonical для канонических страниц;

●       разметка страниц пагинации атрибутами rel=prev rel=next;

●       отсутствие лишних редиректов;

●       ЧПУ, то есть человеко-понятные урлы для страниц.

Для осуществления всех операций, перечисленных в списке, понадобится доступ в Яндекс.Вебмастер и Google.Analytics. В интерфейсе сервисов вы сможете проверить, не исключили ли роботы из поиска продвигаемые страницы, какое количество разделов сайта было проиндексировано, какие страницы выдают ошибку 404 и т.п.

Сторонние сервисы — Netpeak Spider, SeoAuditor, Screaming Frog Seo и другие — помогут проверить заголовки Last Modified и If-Modified-Since, отыскать частично зашифрованные страницы и лишние редиректы.

Для SEO-оптимизации сайта необходимо обязательно проверить вёрстку. Все элементы ресурса должны правильно отображаться независимо от того, с какого устройства пользователь просматривает страницы. Тщательно проверьте отображение сайта на мобильных устройствах — смартфонах и планшетах. Поисковые системы стали снижать позиции ресурсов, у которых не реализована адаптивная вёрстка или нет мобильной версии.

Сервер, на котором находится сайт, должен справляться с повышенными нагрузками. Из-за медленной скорости загрузки страниц пользователи будут уходить с ресурса, увеличивая процент отказов, что негативно сказывается на позиции в выдаче. Чтобы разделы ресурса подгружались быстрее, необходимо провести оптимизацию страниц сайта. Для этого можно включить кэширование страниц, сжать изображения, перенести скрипты и стили в отдельные файлы. Проверить сайта на скорость загрузки страниц помогают PageSpeed Insights и GTmetrix.

В сервисах веб-аналитики должны быть настроены цели. По ним вам будет легко отслеживать эффективность сайта. Цели могут быть разными — просмотр определённого количества страниц, длительность сеанса, клик по кнопке «Купить», подписка на рассылку и т. д. Анализируя статистику целей, вы сможете предположить, почему посетители уходят с сайта, не сделав заказ, и что является причиной низкой конверсии.

Пункт №2: Семантическое ядро

Правильно собранная и кластеризованная семантика — залог успешной SEO-оптимизации сайта. С её помощью вы сможете привлекать потенциальных покупателей на сайт из поисковых систем без бюджета на контекстную рекламу. Чтобы добиться максимального охвата, необходимо собрать не только высокочастотные и среднечастотные запросы, но и низкочастотные.

При сборе семантического ядра лучше использовать несколько сервисов, чтобы найти не только наиболее популярные запросы, но и поисковые подсказки, так называемые «хвосты». SEO-оптимизаторам будут полезны следующие инструменты:

●       Yandex.Wordstat;

●       KeyCollector;

●       Букварикс;

●       MegaIndex;

●       разделы «Анализ поисковых запросов» в Google Search Console и «Статистика запросов» в Яндекс.Вебмастере.

Прорабатывая СЯ стоит проанализировать сайты конкурентов, чтобы понять по каким запросам они продвигают свой ресурс.

Обязательно стоит использовать подсказки поисковых систем для SEO-оптимизации сайта. Они помогут расширить семантическое ядро и структуру сайта. Однако с подсказками нужно работать осторожно — придётся отбирать целевые запросы и игнорировать словоформы, появившиеся в результате автозаполнения поисковой строки. Чтобы не тратить время на ручной поиск, целесообразно использовать сервисы KeyCollector или Rush Analytics, а отсеивать мусорные запросы можно с помощью JustMagic.

Собирая семантику, следует учитывать не только знакомые и понятные запросы, но и жаргонные выражения, слова с ошибками, сокращения, транслитерацию. Например, люди, которые ищут теплоблоки, могут вбивать в поисковую строку запросы «теплоэффективный блок», «теплостен», «кремнегранитный блок» и «полиблок». Если этих слов не будет в семантическом ядре сайта, пользователи не будут переходить по таким запросам, то есть потенциальных покупателей будет меньше.

Нецелевые запросы и словосочетания со стоп-словами стоит исключить из семантического ядра. Например, если вы через сайт продаёте видеокурсы по йоге, запросов «йога видеоуроки скачать бесплатно» или «видеоуроки по йоге смотреть онлайн» в SEO-ядре быть не должно. В противном случае на ресурс будут приходить люди, которые не заинтересованы в покупке видеоконтента. Не решив задачу с помощью вашего сайта, посетители будут быстро закрывать вкладку, увеличивая показатель отказа и ухудшая поведенческие факторы.

К работам с семантикой сайта следует периодически возвращаться. Проверять SEO-составляющую стоит в конце каждого сезона, чтобы избавиться от нецелевых запросов или добавить новые. Внести изменения необходимо также в том случае, если компания решила закрыть одну из специализаций, например, отказаться от продажи пеноблоков. В такой ситуации нужно удалить соответствующие разделы сайта и исключить такие группы запросов из семантического ядра.

Пункт №3: Внутренняя оптимизация

Ещё один важный параметр для успешного SEO-продвижения сайта — внутренняя оптимизация. Она включает в себя грамотную проработку тегов и метатегов, текстового и графического контента, работу с внутренней перелинковкой. Хорошая внутренняя СЕО-оптимизация сайта поможет вывести ресурс в ТОП.

В первую очередь стоит привести в порядок метатеги title и description каждой страницы ресурса. Они формируют сниппет — небольшой информационный блок, который видит пользователь после получения результатов на свой запрос в поисковой системе. Чем привлекательнее и понятнее сниппет, тем выше вероятность, что человек перейдет на ваш сайт для более подробного ознакомления с информацией.

Тайтл и дескрипшен должны быть короткими. Рекомендуемая длина каждого метатега — до 75 и 200 символов с пробелами соответственно. В description можно вставлять номера телефонов, адрес, эмодзи. Такие приёмы смогут привлечь внимание пользователей. Чтобы метатеги приводили к вам на сайт как можно больше потенциальных заказчиков, используйте при их составлении ключевые слова из SEO-ядра.

Чтобы проверить правильность оптимизации сайта в поиске, можно воспользоваться такими инструментами, как Netspeak Spider, Teger, Xenu или ComParser.

Внутренняя SEO-оптимизация подразумевает под собой и работу с содержимым страниц. Для удобства пользователей и лучшего ранжирования на каждой странице необходимо проставить заголовки H1-H6, ссылки, ведущие в другие разделы сайта и, при необходимости, на внешние площадки. Ссылочную массу следует распределять по продвигаемым страницам равномерно, периодически проверяя изменения веса каждой.

Для многостраничных сайтов, например, интернет-магазинов с обширным каталогом, необходимо реализовать систему «хлебных крошек». Она положительно скажется на СЕО-оптимизация сайта и юзабилити. В противном случае поисковые роботы и пользователи будут «теряться» среди большого количества страниц. Также в интернет-магазинах рекомендуется проставлять внутренние ссылки с изображениями на похожие товары — такой приём поможет увеличить конверсию и улучшить некоторые поведенческие факторы, например, длительность сеанса и глубину просмотра.

В процессе внутренней SEO-оптимизации ресурса работают и с изображениями. Фото и инфографика должны дополнять текстовый контент, улучшая восприятие материала. Обратить внимание нужно не только на названия файлов — «zelenaya-vaza.jpg» вместо «2.jpg», но и на атрибуты alt всех изображений. В названии и теге можно указать релевантные ключевые слова, по которым изображения будут лучше индексироваться в поиске по картинкам.

После публикации необходимо проверить, как поисковики индексируют графический контент.

Пункт №4: Контент-составляющая

Оптимизация нового сайта и улучшение существующего ресурса неразрывно связаны с контентным наполнением. В основных разделах ресурса — «Услуги», «Цены», «Продукция», «Доставка» — необходимо разместить материалы, которые помогут посетителям понять все тонкости взаимодействия с компанией. Если специалисты советуют вам написать длинные тексты с большим количеством ключевых запросов, не слушайте их. Помните, что такая SEO-оптимизация сайта подведёт ресурс под фильтры поисковиков, например, Баден-Баден или Panda. Лучше опубликовать небольшие тексты, которые полностью будут отвечать потребностям пользователей и не займут у них много времени для ознакомления с важной информацией.

Раздел с полезными информационными статьями на сайте поможет повысить ресурс в результатах выдачи поисковиков. Для него нужно писать интересные материалы, оптимизированные под релевантные запросы. Такой способ довольно затратен, так как потребуется выделить бюджет для написания материалов, а также время, чтобы их красиво разместить. Однако это того стоит — контент привлечёт органический трафик и повысит уровень доверия потенциальных покупателей к компании.

Ещё один способ оптимизации с помощью контента — создание раздела FAQ. В нём нужно разместить материалы с ответами на вопросы «что, как, сколько, почему и зачем». Обычно такие тексты пишутся под низкочастотные запросы, которые быстро попадают в ТОП выдачи поисковых систем. Некоторым компаниям удавалось сделать разделы FAQ или «Вопрос-Ответ» настолько всеобъемлющими и популярными, что они привлекали до 15% от общего трафика сайта.

Публиковать контент нужно регулярно. Благодаря этому поисковые роботы поймут, что сайт не заброшен, а пользователи могут ему доверять. Периодичность выхода новых материалов определяется индивидуально. Например, вы можете размещать на сайте новые статьи и подборки раз в три дня или публиковать тексты ежедневно.

Размещать на сайте следует отформатированные и правильно оформленные тексты, так как пользователи не будут читать «простыни» без заголовков, списков, цитат, графиков и другого графического контента. Для выполнения этого можно нанять редактора или контент-менеджера. Специалист не только опубликует красиво оформленный материал на сайте, но и предварительно вычитает его, удалит орфографические, пунктуационные и другие ошибки.

Интернет-магазинам и крупным информационным порталам стоит создать тэгированные страницы, на которых будут объединены группы товаров или публикаций с общими признаками. Например, на сайте обувного производителя можно создать разделы для летней, зимней и демисезонной обуви. Строительному инфопорталу стоит подумать о реализации категорий «Ремонт», «Строительство», «Стройматериалы» и т. п.

На сайтах компаний, предоставляющих услуги, обязательно стоит создать раздел «Примеры работ» или «Портфолио», чтобы повысить доверие у потенциальных покупателей. Размещать можно не только примеры работ, но и кейсы.

Пункт №5: Коммерческие факторы

Коммерческие факторы — ещё один обязательный пункт в SEO-чеклисте. Данные о компании — контактные телефоны, адреса, карта с отметкой расположения офиса, фотографии сотрудников и многое другое — способны повысить уровень доверия потенциальных покупателей и увеличить количество каналов для связи. Это повышает конверсию ресурса и увеличивает прибыль бизнеса. Разместите информацию в ожидаемых местах и сделайте ее понятной для пользователя.

На странице контактов стоит разместить следующие данные:

●       юридический и фактический адрес компании;

●       интерактивную карту с отметкой офиса, выставочного центра, точек продажи;

●       время работы и перерывы;

●       фотографии офисного здания снаружи и изнутри;

●       фотографии ключевых сотрудников;

●       лицензии и сертификаты.

В разделе «Оплата и доставка» нужно перечислить все способы оплаты товара и его доставки покупателю. Если есть какие-то ограничения, например, в регионы посылку отправляют только транспортными компаниями, это следует обязательно указать.

На всех коммерческих сайтах обязательно нужно реализовать каналы для поддержки клиентов в телефонном режиме или посредством онлайн-чата. Добавьте на все страницы сайта кнопку для заказа обратного звонка. Если клиент столкнётся с трудностями при выборе товара, оформлении заказа или у него возникнут уточняющие вопросы, нужно предоставить ему возможность получить быструю информационную поддержку.

К сайту стоит привязать аккаунты в социальных сетях и бизнес-сообществах. Через них клиенты смогут обратиться за помощью и ответами на интересующие их вопросы. Не забывайте и про SEO-оптимизацию — поисковые роботы положительно воспринимают трафик, идущий на сайт из соцсетей.

Если компания периодически проводит акции и распродажи, стоит создать на сайте тематический раздел. Там клиенты смогут узнавать об актуальных предложениях, ознакомиться с условиями участия в программе лояльности.

На сайте интернет-магазина обязательно необходимо разместить информацию о гарантиях и возврате товара. Эти сведения нужно вынести в отдельный блок, чтобы менеджерам не приходилось постоянно отвечать на такие вопросы в чате или по телефону.

Придётся следить и за размещением рекламных материалов на сайте. Лишние баннеры и объявления будут отвлекать посетителей от совершения целевых действий.

На сайте компании стоит разместить информацию обо всех товарах и услугах. Для удобства пользователей и лучшей SEO-оптимизации следует сгруппировать позиции по разделам. Для каждого товара нужно создать карточку с текстовым описанием, характеристиками, фото и видеообзором, если он есть или необходим. При скромном бюджете целесообразно создать полноценные продающие карточки для наиболее покупаемых товаров.

Пункт №6: Внешняя оптимизация

Благодаря хорошей внутренней оптимизации можно вывести ресурс в ТОП поисковой выдачи по многим ключевым словам. Если позиции сайта растут очень медленно, придётся дополнительно поработать с внешними факторами SEO-продвижения. Один из самых эффективных способов улучшить видимость сайта поисковыми системами — качественно нарастить ссылочную массу. Делать это нужно постепенно и осторожно, так как спамные ссылки могут привести к фильтру от поисковых систем.

Затормозить продвижение ресурса могут ссылки, размещённые на сайтах, которые получили санкции поисковых систем. От таких доноров нужно как можно быстрее отказаться. Свяжитесь с владельцами ресурсов, чтобы они удалили ссылки на ваш сайт.

Найти спамные ссылки, ведущие на ваш сайт, можно с помощью инструментов CheckTrust и FastTrust. Отследить «плохие» упоминания ресурса легко в разделах «Ссылки на ваш сайт» и «Внешние ссылки» в Google Search Console и Яндекс.Вебмастере соответственно.

Намного выгоднее наращивать естественную ссылочную массу, нежели заниматься закупкой ссылок на биржах. Бесплатные и естественные ссылки на сайт можно получить следующими способами:

●       размещать рекомендации со ссылками в сервисах вопросов и ответов, соцсетях;

●       регистрировать сайт в каталогах;

●       публиковать статьи на «Википедии» и других подобных ресурсах, указывая адрес сайта в источниках;

●       завести страницу компании на сайтах с вакансиями;

●       добавлять ссылки в описания к видеофайлам на Youtube, Яндекс.Видео и т. п.;

●       размещать ссылки в ответах на форумах;

●       попросить клиентов размещать отзывы о вас на тематических ресурсах.

Отслеживать упоминания бренда или название компании помогут инструменты TalkwalkerAlerts и IQbuzz. Они помогают работать над хорошей репутацией в сети.

Пункт №7: Продвижение в регионах

Компаниям, которые планируют работать с регионами, необходимо создать поддомены сайта или региональные ресурсы. Это позволит успешно работать с геозависимыми запросами.

Для любого сайта нужно задать регион в интерфейсе «Яндекс.Вебмастер». Если компания оказывает услуги только жителям Москвы, в настройках указывают город «Москва». Фирмы, которые готовы работать не только по столице, но и в области, должны отметить «Москва и область». Мультирегиональным ресурсам привязку делать не обязательно.

Обязательно стоит зарегистрировать сайт в Яндекс.Справочнике и Google.Мой Бизнес. При регистрации организации стоит написать адрес основного офиса и филиалов, график работы и другую полезную для потенциальных клиентов информацию. Такие данные положительно скажутся на SEO-оптимизации — позиции сайта в указанных регионах повысятся, увеличится поток трафика из поисковых систем.

Работая с мультирегиональными сайтами, стоит помнить об индексации контента для разных городов при настроенной геолокации. Например, если робот для входа на ресурс использовал московский IP-адрес, он не сможет проиндексировать контент для Краснодара. Поэтому важно делать материалы на сайте доступными для всех поисковых роботов, а в отношении пользователей настраивать показ релевантного контента в соответствии с регионом.

Показать поисковикам региональную привязку страниц сайта можно с помощью топонимов. Их прописывают в основных метатегах, URL и текстовом контенте. Помогут улучшить позиции сайта в отдельных регионах отзывы клиентов с указанием топонима.

Стоит добавить адреса филиалов и ссылки на сайты в популярные региональные справочники. Например, в 2gis, spravker и т. п.

Пункт №8: Поведенческие факторы

Поведенческие факторы — важнейшие показатели сайта, которые учитываются поисковыми системами. К ним относятся:

●       длительность сессий;

●       количество просмотренных страниц за один сеанс;

●       расшаривание контента в соцсетях;

●       процент отказов;

●       возврат с сайта на поиск и наоборот.

Чтобы у сайта были хорошие поведенческие факторы, необходимо подготовить его к приёму трафика:

·         стоит проверить соответствие страниц входа поисковым запросам. Процент отказов увеличится, если пользователи будут попадать в разделы сайта, которые не содержат ответа на их вопрос;

·         оценить качество контента, дизайн и вёрстку на всех страницах, так как посетители могут уходить с сайта и из-за неудобного дизайна, всплывающих окон, медленной скорости загрузки, проблем с отображением информации на мобильных устройствах. Типичные недочёты помогут найти бесплатные сервисы веб-аналитики — Яндекс.Метрика и Google Analytics.

При анализе поведенческих факторов стоит помнить, что разные сервисы оценивают эти показатели неоднозначно. Например, для Яндекс.Метрики отказом считается пребывание на сайте менее 15 секунд. Для Google Analytics отказ — это просмотр только одной страницы ресурса.

Чтобы понять причину ухудшения поведенческих факторов и устранить её, настройте цели в сервисах веб-аналитики. Для инфосайтов можно установить цель «Событие» — просмотр видео или расшаривание контента в соцсетях. Даже если посетитель уйдёт с сайта после того, как посмотрит видео или поделится контентом в соцсетях, поисковая система не станет считать в «Отказы».

На сайтах с хорошим дизайном и интересным контентом пользователи проводят много времени. Для увеличения длительности сессии можно использовать:

●       контекстную перелинковку;

●       навигационные цепочки;

●       опросы и геймификацию;

●       подробное меню;

●       видеоматериалы.

Поработать придётся и со сниппетами, которые являются своеобразной витриной сайта. Постарайтесь взглянуть на них глазами потенциальных посетителей — захотели бы вы на их месте кликнуть по ссылке сайта? Если особого желания не возникает, стоит поэкспериментировать с метатегами title и description, спецсимволами и эмодзи.
Поработать придётся и со сниппетами, которые являются своеобразной витриной сайта. Постарайтесь взглянуть на них глазами потенциальных посетителей — захотели бы вы на их месте кликнуть по ссылке сайта? Если особого желания не возникает, стоит поэкспериментировать с метатегами title и description, спецсимволами и эмодзи.

Постарайтесь внести в сниппет полезную информацию, которая отображает отличительные черты вашей компании и самой посадочной страницы или сайта.

Пункт №9: Фильтры поисковых систем

Падение трафика и позиций может свидетельствовать о фильтре поисковых систем. Санкции накладывают из-за низкого качества ресурса, большой спамной ссылочной массы, наличия взрослого контента, переспама по ключевым словам, навязчивой рекламы.

Чтобы исключить действие фильтров, стоит в первую очередь проверить кабинет вебмастера. Если на вашем сайте обнаружено нарушение, в уведомлениях будет висеть пометка от поисковых систем.

Проверить придётся и контент на сайте. За большое количество ключевых запросов в тексте можно с лёгкостью попасть под Баден-Баден. Чтобы не лишиться трафика, стоит проверить тексты на переспам. Для этого можно использовать такие инструменты, как PixelTools или Arsenkin.ru.

Будет полезно найти информацию об особенностях фильтров на сайтах поисковых систем, а затем проверить сайт и его содержимое. На изучение данных и анализ контента не уйдёт много времени.

Пункт №10: Юзабилити

Проверяя SEO-оптимизацию сайта, не забудьте про юзабилити. Пользователи будут чаще обращаться и питать доверие к ресурсу, если с ним будет удобно взаимодействовать. Чтобы улучшить юзабилити, можно нанять специалиста, который проведёт тщательный аудит, или обратиться за помощью к посетителям сайта.

На ранжирование сайта влияет совокупность всех десяти критериев. Продвинуть в ТОП ресурс с интересным контентом, но крайне неудобным дизайном или с отсутствием внутренней оптимизации, практически невозможно. Поэтому целесообразно работать над сайтом комплексно, постепенно улучшая все показатели. Только так вы сможете сделать качественный и полезный для посетителей ресурс, на который они захотят возвращаться и где будут рады оформлять заказы.

Читайте другие интересные статьи в блоге агентства интернет маркетинга "Контраст"