Поздно ночью с 17 на 18 сентября стала поступать информация о пропаже с радаров радиолокационных станций российского военного самолета Ил-20 и потери связи с ним. Позже, в ходе поисковой операции тела 15 погибших военнослужащих вместе с обломками судна были найдены в Средиземном море.
Трагедии предшествовала серия бомбардировок территории Сирии. Министерство обороны РФ сообщает, что в атаке участвовало 4 израильских истребителя F-16 и французский фрегат «Auvergne». Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков на специальном брифинге описал картину инцидента:
17 сентября около 22.00 часов четыре F-16 военно-воздушных сил Израиля нанесли удар управляемыми авиационными бомбами по сирийским объектам в районе города Латакия. Заход на цели осуществлялся на малой высоте со стороны Средиземного моря. При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата «Auvergne» и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России. Прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО Сирии. В результате Ил-20, у которого эффективная отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16, был сбит ракетой комплекса С-200.
Игорь Конашенков обратил особое внимание на то, что о готовящейся атаке израильские силы не предупреждали, а уведомление об ударе поступило за минуту до атаки, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону. Кроме того, израильские летчики не могли не видеть наш самолет - он заходил на посадку с высоты 5 километров.
Израильская сторона ответила лишь сожалением о произошедшем инциденте, а виноватыми назвала Сирию, Иран и движение «Хезболла» со страницы Twitter министерства обороны:
Трагедии предшествовала новость о достижении определенных договоренностей на встрече между Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Участники переговоров достигли решения о создании демилитаризованной зоны вдоль границы Сирии, которая находится под контролем вооруженной оппозиции. Таким образом страны нашли альтернативу наземной военной операции в Идлибе. 10-го октября был предусмотрен выводя тяжелого вооружения из зоны конфликта. Турция и Россия взяли на себя ответственность контроля этого процесса.
Новость о произошедшей трагедии вызовет ряд вынужденных действий со стороны России в регионе. Так, глава российского военного ведомства Сергей Шойгу в разговоре с министром обороны Израиля Авигдором Либерманом заявил, что вина за крушение российского самолета полностью лежит на израильской стороне и Россия оставляет за собой право на ответные шаги в отношении Израиля.
События этого инцидента мы обсудили с редакцией «Федерального агенства новостей»:
Совершенно очевидно, что эти удары ВВС Израиля и ВМС Франции не были каким-то совпадением или тактической ошибкой. Это реакция на вчерашнюю встречу Путина с Эрдоганом и то решение, которое на ней было принято в рамках той самой пошаговой деэскалации, о которой договаривались в Тегеране. Безусловно, таким образом, Запад и его союзники на Ближнем Востоке демонстрируют, что план такого урегулирования их не устраивает. Они понимают, что, если война в Сирии закончится, ряд внешних игроков останется не у дел, и некоторым придется убраться из Сирии, поскольку они там присутствуют незаконно, без договоренностей с законным правительством.
Конечно, здесь можно говорить о том, что коварная манипуляция израильских пилотов была злонамеренной. С одной стороны, для боевого летчика это является нормальным тактическим действием. Он учел определенные риски и действовал согласно боевой обстановке. Другой вопрос, что в этой боевой обстановке он для себя четко маркировал российский самолет как самолет противника и закрылся за ним, понимая последствия. Конечно, это вызывает очень много вопросов и фактически говорит о том, что со стороны Израиля должен быть какой-то серьезный ответ на то, что озвучило российское Министерство обороны.
Очевидно, что Израиль нарушил систему координации с Россией и механизмы предупреждений, поскольку сообщение за минуту до атаки не дает никакой возможности для передислокации сил и выведения их из-под удара.
Сложно сейчас прогнозировать дальнейшие действия, но учитывая позицию Израиля, что он никогда не комментирует действия своих военных, они будут говорить о «случайности», об «ошибке оператора ПВО», а тот момент, что намеренно скрылся за российским бортом израильский летчик, будет минимизироваться. Ситуация требует уже дипломатического реагирования. Дальнейшие агрессивные действия ВВС Израиля противостоят всем усилиям мирного урегулирования.
США действуют через своих союзников или ближайших партнеров — таких, как Израиль. В данном случае выгодоприобретателями всей этой ситуации являются в первую очередь американцы, но обсуждать обстоятельства, приведшие к удару по российскому борту, придется обсуждать с Израилем.