В Крыму исчезли майки с изображением Путина, которые в 2014—2015 годах заполонили прилавки всех сувенирных киосков и магазинов. Я регулярно бываю в Крыму и вижу, как восторг 2014 года сменился в 2018 году унынием и раздражением. Да, еще кто-то благодарен Кремлю и России за помощь в феврале 2014 года, но не встретил ни одного коренного крымчанина, довольного экономическим положением полуострова.
Субъективная оценка? Предположим. А как быть с сотнями тысяч биометрических и иных заграничных украинских паспортов, полученных крымчанами в Херсоне и Киеве в 2016—2018 годах?
Что же происходит на полуострове? Ведь по телевизору мы видим исключительно улыбающихся и счастливых крымчан. И ни одного недовольного. Получается, что все крымчане, как один, восхищаются строительством тысяч бетонных коробок в 12—20 этажей по всему ЮБК и в Севастополе.
Для кого же они строятся? Для приезжих из России. Зачем люди едут? Строить «Магнитку»? Из примерно 600 тысяч (точной цифры никто не знает, включая власти) людей, осевших в Крыму в 2015—2018 годах, свыше 95% официально не работают. В Крым едут не работать, а потреблять.
Повышая пенсионный возраст, правительство РФ пугало население тем, что к 2030 году количество пенсионеров составит одну треть населения страны. А в Крыму и так число пенсионеров составляет около 30%.
Повсеместная реклама предлагает пенсионерам и женщинам с детьми ехать на ПМЖ в Крым. Бетонные коробки в Ялте и Севастополе обвешаны объявлениями: «Продается. Продается. Продается».
В чем разница между людьми среднего класса, приезжающими в Крым на отдых на неделю-три, и переселенцами? Пара отдыхающих оставляет в Крыму за сутки (!) 10 и более тысяч рублей, то есть столько, сколько пара пенсионеров или мама с детьми не оставит и за квартал. При этом пенсионеры, мама и дети требуют поликлиник, больниц, школ, детсадов и многого другого, в котором нет нужды отдыхающим.
В Крым переселяются и мультимиллионеры. Те покупают огромные поместья и обязательно у моря, лишая мест отдыха крымчан и отдыхающих. Жители Ялты уверяют, что площадь общедоступных парков за последние 3 года уменьшилась в два раза. Поместья и виллы подключаются к водоснабжению, канализации, электроснабжению и газу, которые составляют большой дефицит на полуострове. Причем заезжие миллионеры платят за них столько же, сколько и бедные крымчане.
Появление около полумиллиона автомобилей, принадлежащих переселенцам, привело к тотальным пробкам как на магистральных автострадах, так и на улицах Ялты и Севастополя.
До сих пор цари и генсеки, прежде чем строить дворцы и жилые кварталы, создавали инфраструктуру Крыма. Они строили морские порты, железные и шоссейные дороги, водопроводы, канализацию и т.д. Сейчас все происходит наоборот. Крым застраивается бетонными коробками, а строительство объектов инфраструктуры откладывается на светлое будущее.
Получается так, что за поместья мультимиллионеров и за бетонные коробки для переселенцев — любителей крымского солнышка расплачиваются как простые крымчане, так и вся Россия. Если верить Интернету, то дотации России Крыму за год составляют 129 млрд. рублей, то есть 2,3 млрд. долларов. Федеральные дотации в бюджет Севастополя и Республики Крым составляют от 60 до 70 процентов.
С другой стороны, местные власти непомерно взвинчивают аренду на землю под санатории, магазины, рестораны и др. Так, в Партените стоимость аренды за 3 года возросла в 33 раза! В Крыму и Севастополе власти снесли тысячи киосков и небольших магазинчиков. Предлог — они де выглядят некрасиво и пожароопасны. Власти вспоминают пожар в торговом центре в Кемерово и закрывают магазинчик с торговым залом в 30 кв. метров!
Характерный пример. Мы с женой ежегодно снимаем квартиру в Севастополе на ул. Сенявина. Выходя с парома в Артбухте, мы всегда проходили мимо четырех аккуратных киосков. В двух из них продавались книги, причем не только центральных, но и местных изданий, а в двух — сувениры. Кому-то потребовалось их убрать. Теперь надо подниматься в город и искать где-то сувениры, а подобного ассортимента местных изданий я не нашел ни в одном книжном магазине города.
Сейчас правительство РФ готовит целый пакет репрессивных законов против «самозанятых». Надо ли объяснять, какой эффект произведёт их введение в Крыму? Там «самозанятых» около половины населения ЮБК и Севастополя. Сотни тысяч людей сдают жилье и оказывают самые разные услуги отдыхающим. Понятно, что посчитать их доходы властям невозможно. Введут патенты стоимостью во многие десятки тысяч рублей.
Как это скажется на стоимости отдыха в Крыму? А ведь уже сейчас цены на продовольствие в Крыму выше, чем в Москве и Петербурге. Причем, если в Москву персики доставляются за тысячи километров, а в Крыму они растут рядом. Но цена их в лучшем случае одинаковая. Каждый может войти в Интернет и посчитать, во сколько обойдется неделя отдыха в Крыму, Египте, Болгарии или Турции.
Во второй половине ХХ века московские власти превратили красивейший дачный поселок Одинцово с населением в 3 тыс. человек в 150-тысячный город с плотностью населения на 1 кв. км выше, чем в Шанхае.
Еще несколько лет застройки бетонными коробками в 12—20 этажей ЮБК и Севастополя, и они будут мало отличаться от Одинцово. Уже сейчас горе-проектировщики предлагают сделать Севастополь городом-«миллионником», увеличив его население в 3 раза.
Но если Одинцово стало «спальным» районом Москвы, дающей работу подавляющему большинству его населения, то на ЮБК и в Севастополе работы нет. Ну а главное то, что если москвич пожелает провести отпуск в Одинцове, то его близкие срочно вызовут психиатра.
Кто-то объяснит проблемы Крыма чрезвычайными обстоятельствами, присоединением его к РФ. Пардон, к России уже 500 лет постоянно присоединяются какие-то территории. И везде до 2014 года присоединенные территории имели особый статус на переходный период. Та же Украина была присоединена к России при царе Алексее Михайловиче, а период адаптации закончился при Екатерине Великой. В 1939—1940 годах были воссоединены Прибалтика, Западные Украина и Западная Белоруссия. Все они получили особый статус в составе СССР.
Почему нельзя было ввести особый статус Крыма весной 2014 года? Он мог бы поставить под разумный контроль миграцию, передел собственности и т.д., дабы развитие полуострова пошло цивилизованным путем.
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист – для Агентства СЗК