Арбитражный суд Краснодарского края рассматривает резонансное дело, эхо которого звучит уже больше десятилетия.
Длящиеся годами между хозяйствующими субъектами суды - обычное дело. Но даже при этом спор между компаниями «РУСТ-Инвест» и «Газпром трансгаз Краснодар» выглядит чрезмерно долгоиграющим. Его хроники тянутся вот уже третью пятилетку - дети участников процессов могли бы пойти в школу и поступить в институт, но дело продолжает кочевать по судам. Теперь детали спора опять стали объектом пристального рассмотрения органами правосудия. Причина этого - вновь открывшиеся обстоятельства. Если точнее, криминальное прошлое одного из главных персонажей данной истории и состоявшейся весной 2008 года сделки по купле-продаже рыболовецкой агрофирмы «Новая жизнь».
В настоящее время в Арбитражном суде Краснодарского края рассматривается заявление руководства ООО «РУСТ-Инвест» о пересмотре судебного акта о взыскании с компании 35,87 миллиона рублей в пользу ООО «Газпром трансгаз-Кубань», впоследствии переименованного в ООО «Газпром трансгаз Краснодар». Заявитель убежден, что имеются все законные основания для вынесения иного решения.
Процесс идет под председательством судьи Оксаны Миргородской.
На прошлой неделе пояснения по делу давали представители истца и ответчика. Также звучали вопросы, адресованные оппонентами друг другу. Затем, как предполагалось, суд должен был приступить к исследованию представленных доказательств. Однако до этого не дошло - слишком уж противоречивыми и порой, как показалось допущенным в зал заседаний независимым наблюдателям-журналистам, невразумительными были пояснения представителей газпромовской дочки.
Отметим, интересы ООО «РУСТ-Инвест» защищали директор компании Антон Коновалов и представитель Ирина Колесникова. Со стороны оппонентов пояснения давали Вячеслав Макаренко, который отвечал за правовую работу в рыболовецкой агрофирме «Новый путь», еще когда она входила в систему «Газпрома», а также Максим Христюк - сын начальника управления корпоративным имуществом ООО «Газпром трансгаз Краснодар» Людмилы Христюк, которая являлась «архитектором» многих операций, так или иначе связанных с продажей рыбколхоза.
ДЕЛО ДОШЛО ДО БАНКРОТСТВА
Сначала - небольшой экскурс в историю спора.
В середине нулевых «Газпром» энергично избавлялся от непрофильных активов. В частности решено было продать рыболовецкую агрофирму (РАФ) «Новая жизнь». Ее контора находилась в станице Привольной, а само предприятие базировалось на хуторе Труд Каневского района - в непосредственной близости к Бейсугскому лиману и прудам.
Весной 2008 года ООО «РУСТ-Инвест» выиграло аукцион по продаже имущественного комплекса РАФ «Новая жизнь». По договору от 27 апреля 2008 года ООО «Газпром трансгаз-Кубань» обязалось передать покупателю имущество на общую сумму свыше 52,2 миллиона рублей.
Однако эта сделка, как в ходе проходящего сейчас процесса не раз указывал директор ООО «РУСТ-Инвест» Антон Коновалов, оказалась фактически сорванной. По его словам, передача активов длилась многие месяцы, на одни объекты недвижимости, входившие в имущественный комплекс, продавец даже не предоставил все необходимые для регистрации права собственности документы, а других просто не оказалось в наличии. Понятно, что и органы Росреестра не могли зарегистрировать вроде бы возникшее у компании право собственности.
Покупатели «Новой жизни» пытались протестовать. Они оперативно выплатили компании-продавцу более 17,6 миллиона рублей в счет исполнения договора купли-продажи, но затем отказались погашать остаток. Никто в здравом уме не станет платить за воздух.
Начались суды, и арбитраж взыскал в пользу ООО «Газпром трансгаз-Кубань» оставшиеся 35 миллионов. Это нанесло сильный удар по рыболовецкому хозяйству. Через два года дело дошло до банкротства.
К КАТАСТРОФЕ ПРИВЕЛ КРИМИНАЛ
Гораздо позже стало очевидным, что крах РАФ «Новая жизнь» во многом спровоцирован Петром Жолобом - он руководил хозяйством в период, когда собственником предприятия был «Газпром трансгаз-Кубань».
Следственные органы возбудили дело. Решение по нему 7 февраля 2018 года вынес Ленинский районный суд Краснодара. В ходе процесса было установлено, что тот злосчастный договор куплипродажи от 27 апреля 2008 года имел признаки незаключенного, поскольку не позволял определенно установить недвижимое имущество, подлежащее продаже и передаче покупателю.
— Петр Жолоб умышленно скрыл от представителей победителя открытого аукциона от 13.03.2008 г. - ООО «РУСТ-Инвест» сведения о части продаваемых объектов, — отмечено в постановлении суда, — включив в перечень недвижимого имущества отсутствующие объекты.
В результате он необоснованно завысил общую стоимость продаваемого имущественного комплекса с 38 021 430 рублей до 52 209 410,53 рубля, мотивируя это якобы включением в договор новых объектов, чего в действительности не было.
Так подтвердилось предположение о том, что вместо неких «новых объектов» Петр Жолоб, образно говоря, продавал воздух.
Правда, в итоге уголовное дело в отношении эксдиректора, обвинявшегося в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), было прекращено - в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Но это не отменило простого факта: криминальные действия человека, имевшего непосредственное отношение к ООО «Газпром трансгаз-Кубань», во многом обусловили крах рыболовецкого хозяйства.
10 МИЛЛИОНОВ - В ПРЯМОМ УБЫТКЕ
Действия Петра Жолоба явились тем самым «вновь открывшимся обстоятельством», которое вселило в руководство компании «РУСТ-Инвест» надежду на пересмотр давнего - 9-летней давности - решения.
— Основания для заявления нами о пересмотре прямо предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 311 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, — аргументировал свою позицию в ходе состоявшегося на прошлой неделе заседания директор компании «РУСТ-Инвест» Антон Коновалов. — Нормы законодательства указывают, что если вновь открывшиеся обстоятельства установлены не приговором суда, а постановлением о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, это является поводом для пересмотра вынесенного ранее решения Арбитражного суда.
Руководитель компании также заявил, что действия Петра Жолоба привели к тяжким для ООО «РУСТИнвест» последствиям в виде значительного материального ущерба на сумму свыше 27,6 миллиона рублей. Из них 17,6 миллиона, напомним, были оплачены компанией по договору купли-продажи от 27 апреля 2008 года, а еще без малого 10 миллионов составили совокупные прямые убытки от неполучения в натуре объектов имущественного комплекса РАФ «Новая жизнь», указанных в договоре сделки.
Еще одним «вновь открывшимся обстоятельством» стала реализация прудов и каналов, включенных в имущественный комплекс рыбколхоза. Продажа состоялась без передачи покупателю прав собственности на землю под этими объектами, что прямо запрещено ч. 4 ст. 8 Водного кодекса РФ. В связи с нарушением данной нормы сделка по договору, как отметили представители ООО «РУСТ-Инвест», является ничтожной как противоречащая закону (ст. 168 Гражданского кодекса РФ).
ПРОТОКОЛ ПРЯЧУТ?
Чтобы перевести процесс в более конструктивное русло, в уточнение ситуации вмешалась судья Оксана Миргородская. Она обратилась непосредственно к представителю ООО «Газпром трансгаз Краснодар» (напомним, правопреемнику «Газпром трансгаз-Кубань») Вячеславу Макаренко относительно перечня объектов, которые в 2008 году были проданы (или должны были быть проданы) компании «РУСТ-Инвест».
— Ранее я уже задавала этот вопрос руководителю вашей компании: существует протокол от 23.06.2006 г. № 7 заседания комиссии ОАО «Газпром» по непрофильным активам, — напомнила представитель правосудия.
— Что было конкретно обозначено как «непрофильные активы»? Каково количество складов ГСМ, домиков рыбака и всего остального?..
— Логично, что профильные активы - это добыча и транспортировка газа... — начал объяснение Вячеслав Макаренко, но не закончил его.
— Секундочку, вы, может быть, не поняли смысл моего вопроса: что такое протокол № 7, что в нем было обозначено? — уточнила судья Миргородская.
— Не могу вам ответить.
Также он не смог ответить и на другие касающиеся «непрофильных объектов» вопросы.
В связи с этим судья отложила процесс.
— Суд считает необходимым изучить протокол № 7 от 23.06.2006 года комиссии, — подытожила Миргородская. — Я предлагаю стороне ответчика - ООО «Газпром трансгаз Краснодар» предоставить этот документ, заверив его надлежащим образом.
Процесс возобновится 25 сентября. Каким будет в итоге решение суда, сегодня предсказать невозможно. Однако есть основания предполагать, что дальнейшее исследование обстоятельств дела будет строиться на данных истребованного протокола, а не договора купли-продажи, несоответствие которого предмету торгов сделало его ничтожным.
Борис Журавский