Найти тему
Очаково

Откуда пришла мода на старинные имена?

Оглавление

Как теперь называют детей и сколько среди нас Святослав

Всё чаще детей называют старинными именами: Марфа и Лука, Аксиньи да Наум. Тенденции уже не один десяток лет, однако она и не думает угасать. Напротив, пик этой моды еще впереди: новорожденных с именами «из прошлого» каждый год становится всё больше. Об этом говорят и данные статистики, и молодые родители (и мы)

Имя эпохи

Дать необычное имя ребенку — способ самовыражения во все времена. В 1920-е годы сторонники советской власти часто называли новорожденных так, чтобы прославить идеи революции. Это и всем известная Даздраперма, и более оригинальные Лелюд («Ленин любит детей»), Баррикада, а позже, например, Статор («Сталин торжествует»). В 1960–1970-х казалась привлекательной заграничная экзотика — стали рождаться Альфреды, Алексы, Ренаты, Магды.

В конце века, когда мода на всё иностранное надоела, родители обратили внимание на традиционные имена из прошлого, прежде всего — старорусские.

Сегодня обычное дело встретить родителей с младенцем Пересветом или Акулиной на руках. Очевидно, что древность в моде. Показательно в этом смысле то, как называют детей знаменитости: у Тутты Ларсен растут Лука и Марфа, Наталья Водянова назвала дочь Невой, дети Сергея Шнурова — Серафима и Аполлон.

АЛИСА СТЕПАНОВА, МАМА ЕМЕЛЬЯНА И АКСИНЬИ:

— Имя первого ребенка, Емельян, выбрал стихийно и в одночасье муж. Я сначала испугалась неожиданности его предложения, но потом оно мне понравилось. Для нас при выборе имени было важно его благозвучие, и в этом смысле Емельян/Емеля, с приятным -ян/-я на конце, показалось оптимальным. Хорошо и то, что у имени есть аналоги в других языках: Emilio, Emiliano, Mel — везде свой. Но, думаю, основная причина нашего выбора имени — ассоциация с Емельяном Пугачевым, олицетворением бунтарства, дерзости, силы.

К слову, бабушки и дедушки сначала были не восторге от нашего решения. Они были не готовы кричать на рафинированных детских площадках Петербурга «Емеля!», чтобы позвать внука.

Имя Аксинья во многом выбиралось в пару к Емеле. Марии, Полины, Екатерины — всё, что так нравилось моей маме, было отклонено, и победили снова те же принципы: оригинальность, красивое звучание, литературная тезка (из «Тихого Дона» Шолохова).

Для нас выбор имени — это, в числе прочего, возможность самовыразиться. Нам хотелось, чтобы имя было уникальным, единственным в своем роде и при этом музыкальным. Но в целом, думаю, популярность старинных славянских имен последние пять-шесть лет связана с распространением или даже навязыванием в обществе настроений национал-патриотического характера и стремлением обозначить свою идентичность в духе идеологии «православие-самодержавие-народность».

История имен

В дохристианскую эпоху имена на Руси были исключительно славянские, их давали в связи с какой-то особенностью или качеством человека, и они не отличались от прозвищ — Лобан, Вторак, Злоба, Чернява, Щука, Мороз и пр. Двухосновные имена — Владимир, Ярослав, Остромир, Вячеслава — пришли к нам с династией Рюриковичей из Скандинавии.

-2

С распространением христианства появилось много новых имен: детей стали называть в соответствии с календарем, то есть по дате рождения. А помогали в этом греческие богослужебные книги — месячные минеи, в которых были записаны ежедневные службы в честь святых. Так на Руси появились имена Александр, Анастасия, Варвара, Герасим и другие. Некоторые имена переводили с того же греческого на старославянский, например, Вера, Надежда, Любовь — Пистис, Элпис, Агапе. Из Византии к нам пришли имена латинского происхождения — Роман, Валентина, Валерий. А традиционные древнеславянские имена-прозвища постепенно превратились во вторую часть имени — фамилию: Лобанов, Щукин, Морозов.

Новые люди

Но вернемся в наше время. Статистика подтверждает рост популярности старинных русских имен. Инфографика на основе данных о зарегистрированных жителях Москвы и области показывает, как менялась популярность имен в российской столице с 1902 года по 2007-й. Имя Даниил, которое в среднем в XX веке было на 101-м месте по популярности, в 2007 году в столичном регионе вышло на 14-ю позицию. Имя Тимофей со 118-й строчки поднялось на 32-е место, а Матвей — со 138-го на 39-е. То же можно наблюдать и с именами девочек: Арина была только 139-й по полярности в XX веке, а в 2007 году поднялась на 27-ю строчку рейтинга, Ульяна — со 144-го на 34-е место, Софья — с 86-го на 17-е. А самые распространенные имена XX века — мужское Александр и женское Татьяна — наоборот, медленно опускаются в рейтинге после расцвета в 1950-х (однако до сих пор сверхпопулярны).

Остановимся подробнее на некоторых редких именах, переживающим возрождение здесь и сейчас. Пока — в Москве, но вслед за ней мода наверняка распространится и на всю страну.

Ясна — «чистая, светлая»

Имя было особенно популярно у западных славян, до сих пор распространено на Балканах, особенно в Сербии.

В 2000 году в столице не было ни одной новорожденной с этим именем, в 2008-м таких было уже четыре, а в 2016-м, по статистике Управления ЗАГС Москвы, — 21.

Судя по всему, в России популярность имени резко возросла после выхода в 2007 году фильма Эмира Кустурицы «Завет», где главную героиню звали Ясна.

Ярополк — «славный воин», «предводитель солнечного войска», «сияющий в народе»

Имя было очень популярно в Древней Руси, так звали нескольких киевских князей.

В 2000 году ни одного мальчика в Москве не назвали Ярополком, зато в 2008 и 2016 годах в российской столице появилось по одному юному «князю» с этим именем.

Среди известных обладателей имени — советский режиссер Ярополк Лапшин (1920–2011), снявший телефильм «Угрюм-река».

Великий князь киевский Ярополк Владимирович. Фото: Wikipedia
Великий князь киевский Ярополк Владимирович. Фото: Wikipedia

Святослава — «святая слава»

Имя пришло на Русь от скандинавов и образовано сложением двух основ — «хельге» (святой) и «маар» (слава). В шведском языке ему наиболее соответствует имя Хельмар.

Святослава иллюстрирует рост популярности старинных имен. Если в 2000 году в Москве ни одного младенца так не назвали, то в 2008 году в столице появились две Святославы, а в 2016 году новорожденных с этим именем было уже 9.

Наум — «утешенный»

Имя произошло от древнееврейского и всегда было распространено на Руси.

Статистика Управления ЗАГС Москвы говорит, что популярность имени Наум в городе выросла в 7 раз за последние 16 лет. В 2000 году так назвали только одного мальчика, а в 2016 — семерых.

Среди известных россиян, носивших это имя, — поэт Наум Гребнев, автор стихов о душах солдат, превратившихся в белых журавлей.

Софья, Саша, Настя — выбор миллионов

Ну и главное — самые популярные имена последних лет в Москве по данным городского Управления ЗАГС. Среди женских имен в начале XXI века уверенно лидировало имя Анастасия, но в 2016 году не попало и в тройку лидеров: на первое место вышло имя Софья. Да, не такое древнерусское как, допустим, Прасковья, но в прежние времена тоже весьма популярное.

-4

У мальчиков всё консервативнее. Уверенно лидирует Александр, хотя понемногу популярность его снижается. Заметим, что еще в 2000 и 2008 годах почти настолько же популярным было имя Даниил, правда, в прошлом году оно покинуло пьедестал.

-5

Редкие имена сейчас очевидно в моде. Однако не стоит ждать, что Матвеев и Прасковий станет больше, чем людей с классическими именами вроде Александр или Анастасия. Старинных имен много, а традиционно популярных — всегда лишь несколько.

Подписывайтесь на наш канал! Больше интересного о традициях — по ссылке.