Найти тему
Ольга Михайлова

Эмма Клайн. "Девочки"

Затрудняюсь рекомендовать к прочтению: с одной стороны, прекрасно написано и переведено (пер. Анастасия Завозова), много натурализма и правды (как я люблю), а с другой стороны…

Сюжет: 60-е годы, США, девочка из «хорошей» семьи Эви, «жертва» развода. 14 лет и все, что ей нужно - «это только любовь», а с этим в мире большой дефицит.

Я специально поставила столько слов в кавычки. В исходнике - банальные вещи, таких сюжетов сотни, таких девочек миллионы. Но Эмма Клайн так это описала, что необходимость для Эви побега в другой мир – ее ожидание это мира – ее готовность прыгнуть – становится очень личной историей.

Эви встречает подруг. Девочек, живущих на ранчо вне общепринятых правил, не на кого не похожих, свободных. И Эви обретает друзей. Смысл. Семью. Ощущение себя частью целого. И возможность пожизненного заключения за участие в массовом убийстве.

Автор строит сюжет с отсылкой на секту Чарльза Мэнсона, объединившую и поглотившую таких же вот девочек.

В начале книги мы видим взрослую Эви, которая вроде бы спаслась. Но по тому, как живет эта женщина, по ее одиночеству, отшельничеству, по ее ожиданию, что каждый миг может стать последним – ясно: спаслась, но с невосполнимыми потерями. Что страшнее: стать убийцей, погибнуть безвинно от руки обкуренных бомжей или провести всю жизнь в ожидании возмездия?

В романе очень ощутимо живут запахи. Они – предупреждающие. Сигналящие: что это залитое солнцем ранчо пахнет немытыми телами, давно нестиранной одеждой, дешёвой травкой. За теплым фасадом и раскрытыми объятьями прячется тухлый душок.

Основная интрига– стала ли Эви убийцей вместе со всеми? Да, она избежала наказания – это становится ясно на первых страницах романа. Но это не ответ на вопрос: виновна она или нет?

Я вам не скажу.

Потому что, это становится не важно, когда закрываешь книгу.

Другая сторона этого романа: с помощью истории про девочку и секту получается рассказ о том, как мы взрослеем, что ищем, как самоидентифицируемся, как заблуждаемся и, безусловно, о том, что теряем и убиваем. В себе.

У романа должна быть красивая экранизация.

И, возможно, фильм получится лучше книги, потому кино оперирует светом и тенью. И прочими божественными обманками.

#чточитать #эммаклайн #девочки