Около 4000 г. до н. э. эгейский мир вступил в эпоху неолита. Человек освоился в окружавшем его пространстве. Он одомашнил животных, стал пахать землю и жить в поселениях, объединяющих несколько домов. Опыт новой жизни пришёл к нему с Востока благодаря миграциям населения: восточная цивилизация пережила такие же революционные изменения, как и египетская, только несколькими тысячелетиями раньше! В то время как эгейцы ещё жили в каменном веке, египтяне и народы Востока уже владели письмом и имели достаточно развитую социально-экономическую и политическую систему!
Миграции. В 2500 гг. до н. э. судоходство находилось в зачаточном состоянии, однако перебираться с острова на остров, не теряя из виду землю, можно было достаточно легко. Мигранты с Востока отправлялись на лёгких судёнышках в плавание по Эгейскому морю и оседали на его островах, принося с собой технические знания, которые они передавали местному населению.
В 3200 гг. до н. э. именно мигранты с Востока принесли в эгейский мир секрет обработки металла. Большими группами пересекали они анатолийское плоскогорье и достигали Трои - города, игравшего, по мнению археологов, роль торгового перекрёстка. Оттуда люди попадали на острова Эгейского моря. Киклады первыми вступили в век металла, называемый бронзовым.
Вначале ремесленники умели обрабатывать одну только медь, но затем освоили технику получения сплавов и научились смешивать медь с оловом для производств бронзы. Отныне они могли делать кинжалы, наконечники для копий и орудия, изменившие уклад повседневной жизни. Обрабатывался и самый излюбленный в этих местах материал - мрамор: ведь Киклады представляют собой настоящие мраморные горы.
Благодаря нескончаемому терпению мастеров, которые шлифовали и полировали мрамор, создавали статуэтки и вазы самых разнообразных форм.
При раскопках жилищ и захоронений Киклад найдено множество разных предметов. Это была блестящая культура не имевшая, однако, письменности. Не существует никакого письменного документа, который позволил бы узнать о верованиях, религии или организации кикладских общин.
Археологи задаются вопросами о характере и назначению некоторых предметов. Для чего, например, были нужны обожжённые глиняные сосуды, состоящие из множества стаканчиков? Связаны ли они с какими-нибудь религиозными обрядами? К каким богам взывали люди на Кикладах? Может быть, складывая первые зёрнышки нового урожая, зависящие от капризов природы народ надеялся задобрить грозное божество, о котором мы ничего не знаем, и, таким образом, увеличить урожай?
Кикладские "идолы"
Гораздо больше, чем все эти стаканчики, коробочки с крышками и кубки с подставками в форме трубы, оригинальность культуре Киклад придают мраморные фигурки.
Речь идёт о статуэтках (самые необработанные из них имеют в высоту всего лишь несколько сантиметров), по форме напоминающих скрипку. Именно поэтому их часто называют "скрипичными долами". Самые большие фигуры достигают до 1.5 м в высоту.
Ремесленник пользовался циркулем для того, чтобы сделать отметены на куске мрамора и придать скульптуре нужные размеры. На фигурках видны геометрические построения из равносторонних треугольников, прямоугольников и даже дополнительных углов! В особенности это касается фигурок женщин, изображаемых со скрещёнными руками и плотно сомкнутыми ногами.
Некоторые из них сохранили следы краски. Порой угадываются и длинные волнистые пряди, спускающиеся на затылок! Но не все изображения принадлежат женщинам. Статуэтки воина с перевязью, флейтистов и арфистов свидетельствуют о том, что мастерам нравилось изображать мужчин.
Все эти скульптуры именуются кикладскими идолами, но неизвестно, представляют ли они на самом деле каких-либо богов.
Если Вам понравилась статья, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить;)
Возможно Вас заинтересуют и другие статьи:
1. Держава Александра Великого
2. Вергина, гробница отца Александра Македонского -Филиппа II