Что вы представляете себе, когда слышите слово «Венеция»? Восхитительно красивые каналы, по которым плывут десятки традиционных узких лодок – гондол, украшенных перьями и резьбой, старинные улочки, вымощенные брусчаткой, шумные и яркие карнавалы и сотни людей в богатых масках. Венеция всегда была символом богатство, непрекращающегося праздника и неуемного гедонизма. Занимая крайне выгодное для торговли положение, Венеция неустанно развивала рыночную экономику, задолго до того, как мир понял выгоду такого строя. В отличие от большинства современных европейских городов, Венеция всегда буквально купалась в роскоши.
История венецианской маски берет начало в 1268 – году, когда вышел закон, запрещающий уличным артисткам бросаться шарами с розовой водой в прохожих дам. Со временем, маски вошли в обиход и в других слоях населения Республики. Маски делались из папье-маше и обильно украшались мехом, тканями, драгоценными камнями и перьями. Венецианские маски использовались для сокрытия личности людьми, состоявшими в предосудительных интимных связях или вовлеченными в откровенно противозаконную деятельность. Выгода от анонимности была понятна каждому – маски уравнивали слугу-босяка и благородного дожа, честного торговца или священнослужителя и закоренелого преступника, придворную даму и уличную девку. Оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду, в результате чего общество окончательно погрузилось в декаданс. Для некоторых людей маски стали неотъемлемым элементом одежды. Жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка носила прагматичный характер: чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, жители Венеции предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением – в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.
Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В 1615 году вышел закон, запрещающий проституткам ношение масок во время поездок в гондолах. В течение длительных периодов истории Венеции людям в масках не разрешалось заходить в церкви: закон 1718 года запретил им даже приближаться к соборам, запрещение в разной форме подтверждалось законами 1739 и 1744 года. Совет десяти в 1703 году для борьбы с азартными играми так же запретил ношение масок в казино. Благородным гражданам, уличённым в использовании масок, запрещалось появление в Большом совете в течение двух лет, на них также налагался штраф в сто дукатов, простолюдинам грозило тюремное заключение до пяти лет. Этот запрет был отменён уже через год.
В итоге, Церковь все же ослабила свои запреты и разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал – празднование перед Великим постом.
Но и на Карнавале маска стала символов отдачи игре, изображению кого-то другого, выражая праздник и превращение, свободу и безнравственность.
Технология изготовления масок не менялась с самого их появления. Мастер закладывал в специальную форму листы бумаги с клеем и оставляет высыхать. Позже, получившуюся основу для маски вынимали из формы, вырезали глаза, обрабатывали края и приступали к украшению. Маска могла быть покрыта фольгой из чистого золота, на ней могли быть нанесены различные драгоценные камни, перья, часто маски покрывались перламутром или пурпуром.
Маски можно разделить на два типа – маски комедии Дель Арте и карнавальные маски.
Комедия Дель Арте представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в 16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по сей день. Выглядело это так: группа бродячих артистов строила уличную сцену и развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и, что более ожидаемо, юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой сюжетной линии под названием Кановаччо. Маски мужских персонажей Комедии дель арте представляли провинции и города, в то время как женские персонажи, как правило, масок не носили. На самом-то деле, женские роли часто играли мужчины в женских платьях и париках, так называемые актеры-травести.
Венецианская карнавальная маска — это квинтэссенция венецианского духа, объединяющего и невинные забавы, и людские прегрешения. В Венеции тех дней существовало множество поводов надеть маску, более того, их носили не снимая большинство месяцев в году. В 18-м веке весь мир знал, что в Венеции проходят самые известные Карнавалы. В них принимали участие представители всех сословий, и ярчайшие характеристики такой разношерстной публики нашло свое отражение в масках.
У каждой маски был свой персонаж, более того, каждая маска так же отображала характер и цели надевшего ее. Самыми известными масками того времени принято считать Арлекина, Пьеро, Баута или Казановы, Гатто, Джокера и маски Вольто.