Ещё в мае, когда на пресс-конференции нидерландской следственной группы только засветился номер ракеты - 8868720, я написал, что перед нами окончательное и последнее доказательство того, кто же сбил "Боинг" под Донецком. По этому номеру установить, где была произведена ракета и в какой воинской части находилась, не составляет большой проблемы. На каждую ракету заводится свой индивидуальный «паспорт» - формуляр, который сопровождает изделие все время его существования, от момента передачи заказчику – МО, до его боевого использования или списания на утилизацию. Кроме того, номер фигурирует в десятках ведомостей о перевозке, сдаче и приёмке ракеты арсеналами соединений и частей. Военное ведомство на редкость бюрократично и задокументировано.
Уже тогда меня сильно удивила реакция руководства ВСУ - невнятное мычание и общие заявления, хотя, казалось бы, именно ВСУ должны были больше всех требовать идентификации изделия, как главного доказательства вины России.
И вот теперь "фарс-пиеса" про злобных «москалей», угробивших несчастных европейцев в купе с малазийцами, завершилась провалом. Ракета была изготовлена в 1986 году в Долгопрудном. Изделию с заводским номером 8720 был присвоен бортовой (боевой) номер 886 847 379. В журнале сделана отметка, что 29 декабря 1986-го ракета была отправлена в войсковую часть 20152 – 233-ю зенитно-ракетную бригаду. В 1986 году бригада входила в состав Прикарпатского военного округа и дислоцировалась в городе Теребовле Тернопольской области Украинской ССР. На ее вооружении стояли ЗРК "Бук". О том, что изделие было получено воинской частью, свидетельствует акт приема.
«После распада Советского Союза на территорию Российской Федерации не выводилась и была включена в состав Вооруженных сил Украины", - сказал начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ Николай Паршин. – «После прибытия в в/ч 20152 ракета на территорию России больше не ввозилась».
То есть ракета, сбившая 17 июля 2014 года «Боинг» рейса МН17, украинская, все эти годы находилась на балансе ВСУ в 233 бригаде (а теперь полку) ЗРВ. Именно этот полк в июле 2014 года перебросил свой дивизион под Донецк. И теперь очевидна и наиболее реальная версия этой драмы, озвученная военными экспертами ещё в начале 2015 года, согласно которой 17 июля 2014 года украинские военные пытались сбить некий российский боевой самолет, но из-за отсутствия полноценной информации по ошибке под огонь попал рейс МН17.
В 14 июля 2014 после потери на высоте 6000 метров транспортного самолёта Ан-26 командование ВСУ заявило, что у ополченцев нет высотных средств ПВО и что самолёт был сбит российским боевым самолетом. Российским же ВВС были приписано и уничтожение, как минимум, двух штурмовиков Су-25, потерянных незадолго до этого. И тогда же Парубий отдал категорический приказ - сбить хоть один русский самолет над территорией Украины и предъявить его обломки, а еще, желательно, и летчика - живого или мёртвого мировой общественности. Вот так дивизион "Буков" 233 зентно-ракетного полка ВСУ и оказался в засаде под Снежным. Дивизион, десять лет не стрелявший на полигоне и вообще не проводивший учений! К тому же, с неисправной станцией «Малахит», без которой украинские военные не могли точно классифицировать цели, которые шли на больших высотах.
А дальше было то, что было. Ошибочная информация о залетевшем в воздушное пространство Украины русском истребителе. Лихорадочное включение, поиск и цель, уходящая на скорости 900 км в час в сторону России. Как раз крейсерская скорость истребителя! И ракета ушла к цели...
Косвенно эту версию подтверждает и данные радиоперехвата. Минобороны представило аудиозапись переговоров украинских военных. На ней слышен разговор украинских военнослужащих, который происходил в Одесской области в 2016 году во время учений «Рубеж-2016». По данным российского военного ведомства, голос принадлежит заместителю командующего воздушным командованием «Запад» ВСУ полковнику Руслану Гринчаку. В 2014 году он занимал должность командира 164-й радиотехнической бригады ПВО Украины, которая контролировала воздушную обстановку, в том числе на юго-востоке Украины.
На записи он обсуждает со своим собеседником необходимость развертывания радиолокационных станций «Малахит» в ходе учений «Рубеж-2016». «Если всё будет вот так, *** (собьем. — «Известия») еще один малайзийский Boeing».
Данные о причастности украинских военнослужащих к крушению малайзийского Boeing над Донецком уже направлены Нидерландам. В Следственном комитете России заявили, что «информация направлена в Генеральную прокуратуру РФ для передачи голландской стороне в соответствии с имеющимися международными договоренностями». В Генпрокуратуре сообщили, что материалы переданы представителю нидерландской стороны.