Найти тему
Записки истории

Самолеты-авианосцы

...Идея создания первого в мире авианосца принадлежит советскому конструктору Владимиру Сергеевичу Вахмистрову.

Владимир Сергеевич Вахмистров — советский авиатор и авиаконструктор.
Владимир Сергеевич Вахмистров — советский авиатор и авиаконструктор.

В один из декабрьских дней 1931 года на крыльях бомбардировщика ТБ-1 конструкции Туполева в воздух были подняты два самолёта-истребителя И-4.

Участники первых полётов «звена Вахмистрова». Слева-направо: лётчик И-4 А.Ф. Анисимов, В.С. Вахмистров, командир ТБ-1 A.И. Залевский, лётчик И-4 B.П. Чкалов, инженер ТБ-1 В.В. Морозов.
Участники первых полётов «звена Вахмистрова». Слева-направо: лётчик И-4 А.Ф. Анисимов, В.С. Вахмистров, командир ТБ-1 A.И. Залевский, лётчик И-4 B.П. Чкалов, инженер ТБ-1 В.В. Морозов.

За штурвалами сидели лучшие лётчики Научно-испытательного института ВВС — А. Ф. Анисимов и его друг и ученик B. П. Чкалов. Когда авианосец набрал нужную высоту, самолёты-истребители отцепились и провели условную атаку по намеченной цели.

«Звено-1» в составе носителя ТБ-1 и двух истребителей И-4.
«Звено-1» в составе носителя ТБ-1 и двух истребителей И-4.

Вскоре к двум истребителям, разместившимся на крыльях авианосца, прибавился третий — на фюзеляже. Первым с фюзеляжа ТБ-1 взлетел лётчик-испытатель чкаловской выучки мастер высшего пилотажа C. Супрун.

С. П. Супрун и В. П. Чкалов с товарищами по работе в НИИ ВВС.
С. П. Супрун и В. П. Чкалов с товарищами по работе в НИИ ВВС.

Развивая достигнутые успехи, Вахмистров решил разместить на авианосце четыре самолёта. Для этого был использован четырёхмоторный бомбардировщик ТБ-3. Два истребителя располагались по-прежнему на крыльях бомбардировщика, а два — под ними. Опытные полёты прошли удачно. Расположить пятый истребитель на авианосце ТБ-3, несмотря на его громадные размеры, было уже невозможно. Оставалось одно — поместить самолёт между шасси бомбардировщика. Но это можно было сделать только в полёте. Именно это и сделал двадцать лет назад, в апреле 1934 года, выдающийся лётчик-испытатель Василий Степанчонок.

Василий Андреевич Степанчонок (Степанченок),выполнивший первую в мире подцепку самолёта к самолёту в полёте.
Василий Андреевич Степанчонок (Степанченок),выполнивший первую в мире подцепку самолёта к самолёту в полёте.

Прежде чем осуществить посадку (прицеп) истребителя в полёте, лётчик-виртуоз Степанчонок долго и упорно тренировался. Между колёсами бомбардировщика на специальных штангах натягивались ленты. Степанчонок подлетал к авианосцу и крючком поочерёдно срывал их. Наконец, решено было осуществить самый прицеп.

Тренировка по срыву ленточек.
Тренировка по срыву ленточек.

На аэродроме собрались лётчики, инженеры, техники, механики. На крыльях и под крыльями бомбардировщика разместились четыре истребителя. Командир авианосца П. Стефановский дал сигнал. Моторы всех самолётов заработали, гигантский корабль ушёл в воздух. Вслед за ним взлетел на истребителе Степанчонок.

Василий Андреевич Степанчонок в кабине самолета.
Василий Андреевич Степанчонок в кабине самолета.

Настигнув авианосец, Степанчонок, уменьшая скорость, искусно подошёл к шасси бомбардировщика. Там была выпущена специальная ферма. К ней и подцепил свою машину Степанчонок.

Самолет-авианосец ТБ-3 в полете. Момент подцепки истребителя В. Степанчонка самолетом между шасси.
Самолет-авианосец ТБ-3 в полете. Момент подцепки истребителя В. Степанчонка самолетом между шасси.

Командир корабля прибавил газ и, сделав несколько кругов над аэродромом, подал команду на взлёт.

«Звено-7». Носитель: ТБ-3М-17, истребители: два И-5, два И-16 тип 4 и один И-Z.
«Звено-7». Носитель: ТБ-3М-17, истребители: два И-5, два И-16 тип 4 и один И-Z.

Дружно оторвавшись от авианосца, истребители проделали каскад фигур высшего пилотажа и благополучно спустились на аэродром.

«Звено-7» в момент сброса истребителя И-Z.
«Звено-7» в момент сброса истребителя И-Z.

Способы транспортировки тяжёлыми самолётами лёгких самолётов нашли своё применение в годы Великой Отечественной войны.

Мост через Дунай у Чернавод после атаки эскадрильи «Звено-СПБ». Август 1941 г.
Мост через Дунай у Чернавод после атаки эскадрильи «Звено-СПБ». Август 1941 г.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»