Культура
Юрий Лоза, певец, композитор, автор песен
«Гагарин ничего не делал, он просто лежал»
Канал «Звезда» приглашает меня на эфир. Они задают вопрос: «Кто является символом эпохи?» Я отвечаю: «В Советском Союзе, наверное, все-таки Гагарин, потому что это человек, который прорубил дорогу в космос. Но его нельзя сейчас рассматривать как человека, который совершил какие-то физические деяния. Джимми Хендрикс научил гитару визжать, сегодняшние гитаристы в школе играют круче Хендрикса. Но их нельзя сравнивать. Сегодняшние играют в бадминтон, а Гагарин в ракете просто лежал». Из всей передачи остается фраза «Гагарин в ракете просто лежал, он ничего не сделал». Это подхватывают все новостные агентства. Я со «Звездой» не разговариваю принципиально, потому что люди могут взять и подставить. И вот эта фраза сейчас гуляет по интернету: «Лоза оскорбил». Первая полетная инструкция для первого космонавта состояла из четырех слов: ничего руками не трогать. Все шло в автоматическом режиме, человек лежит в скафандре, не может пошевелить ни одним из членов, взлетел, сел. Я называл его первым, самым великим деятелем Российской Империи ХХ-го века. И вдруг выясняется, что я его обидел. Вот так делаются все эти мемы.
Мнение о Евровидении
Facebook дает мне возможность говорить то, что я думаю, и это что-то кто-то слышит. На моей странице пасутся все новостные издания, меня перепечатывают, придумывают новые названия. Сейчас новое выскочило: Лоза ополчился на Самойлову. Я сказал о Самойловой, что она молодец, здоровья ей, мужества. Ее бы отправили, даже если бы она совсем охрипла. Но там же бюджет, кто бы ей дал отказаться? Самойлову еще в прошлом году подписали на это. Если бы она вообще не смогла произнести ни одного слова, она все равно бы поехала. Процентов на 90 скажу, что команда, которая поехала с Самойловой, была человек 50. Португалия – красивая страна, и дети, родственники, тещи – все были всунуты под каким-нибудь статусом. Конечно, ей сказали: можешь просто рот открывать, за тебя бэк-вокал споет, что и было.
Все «Евровидение» я смотреть не стал, потому что это уже давно англовидение, британцы подмяли конкурс под себя. В установочных документах было написано, что этот конкурс должен объединять, способствовать познанию, чтобы могли познакомиться с культурой своих соседей, никакой политики. Со временем эти установочные лозунги были убраны, и сейчас это стало совсем другим, он перевернулся с ног на голову.
Если взять как сверхзадачу пропаганду российской культуры, тогда все наши, кто туда едут, все враги, потому что они работают на британскую культуру, а не на нашу. Мы можем использовать площадку Евровидения для пропаганды своей культуры, как это делают французы. Приходишь, поешь русскую песню. Они говорят: «Ух ты, оказывается, они не только могут нас копировать, у них свои композиторы есть, певцы, поэты, у них есть люди, которые могут поставить номер». Мы победили, привезли сюда этот конкурс, а нашим ведущим запрещено было говорить по-русски. На хрена нам эта победа? Вся техника, все обеспечение – свет, звук, специалисты, все было оттуда. Наши были только нефтедоллары.
Рок-лаборатория в России
Я выпустил альбом «Путешествие в рок-н-ролл», который признан одним из первых рок-н-рольных альбомов. Когда я выпустил следующий альбом, мне рок-н-роллисты кричали: «Ты сволочь, предал рок-н-ролл». Я закрывал блюзовый фестиваль, закрывал бардовский фестиваль, но меня блюзовики и барды своим не считают. Мне скучно быть чем-то одним. Для меня лучший отдых – это смена деятельности. Лучшая песня – это та, которая не повторяет предыдущую. Если я выпустил альбом рок-н-ролла, сколько их еще можно писать? Сколько можно сыграть блюзов? У меня есть несколько замечательных блюзов, на альбом наберется точно, но больше куда? Сколько можно написать песен на сюжет о счастливой любви? Одну. Но когда пятую писать об этом, это же бред сивой кобылы. Это уже 100 % самоповторы.
Рок-культура появилась в мире на волне социального протеста, то есть вполне обошлись бы рок-н-роллом, если бы не было столько проблем в мире. И рок-н-ролл перетрансформировался в рок именно потому, что феминистки бились за свои права, негры бились за свои права, началась война во Вьетнаме, хиппи бродили по миру и втыкали цветочки в дула пистолетов. Весь мир вдруг неожиданно взбурлил. Это протестное начало и вынесло на эстраду очень многих.
Представьте себе Rolling Stones, что этот альбом вышел не тогда, когда он прогремел, а на 20, 30, 40 лет позже. Кто-нибудь заметил бы сегодня Rolling Stones? Вот тех Rolling Stones? Не заметили бы, они бы сидели где-нибудь в клубе, как и должны были по качеству своей работы. Тогда их вынесла именно эта протестная волна. Возьмите альбом 1995-го года «Chicago», когда они перепели все. Перебросить в наше время – он опять соберет все Грэмми. Он по качеству такой. Возьмите любой альбом Фрэнка Синатры, забросьте его в любое время – качество самого материала таково, что оно абсолютно точно будет признано. Качество материала тех ребят, которые вылетели тогда наверх, абсолютно никуда не годится. 1980-й год считается официально годом смерти рока как явления.
В 1981-м году образовалась первая Рок-лаборатория в Советском Союзе. У нас все это – мертворожденные дети. Первый концерт в Горбушке – лезли через крышу. На последний через три года уже никто не пришел, потому что смотреть не на что. Любое явление умирает само от себя, оно начинает трансформироваться, меняться. Как только из рока ушло протестное начало – все. Об этих оставшихся ребятах, которые выросли на этой культуре, которые до сих пор рвут майки на груди, Чухрай хорошо сказал, что они похожи на Александра Матросова, который падает на амбразуру, точно зная, что пулемета там нет.
По материалам программы Евгения Додолева «Мимонот» на Радио Медиаметрикс
16 мая 2018 г.
Полный текст интервью на mediametrics.ru