Найти тему
РУССКИЙ СЛЕДОПЫТ

Гренада, Гренада, Гренада моя... – кто не помнит?

Гренада, Гренада, Гренада моя... – кто не помнит? Романтично-пролетарская песня на стихи... Светлова. Но – о Гранаде. Как бы. Испанской. Однако здесь, в Гранаде, есть свой поэт – Лорка. И своя музыка – фламенко. Они здесь и родились. И здесь же – легендарная и прекраснейшая Альгамбра... 

Русский следопыт

«А вы знаете, что у нас местная пресса про вашего президента пишет? Что у него здесь домик есть, от которого он без ума. Да-да! И он часто сюда приезжает. Тайно, конечно. Как, вы не слышали? Ну так будете первыми русскими, кто знает, что ваш президент обожает Гранаду!».

Около трех часов дня. Стоим у входа в Альгамбру, когда-то резиденцию мусульманских правителей, ныне – точку притяжения путешественников всего мира. Собственно, многие и включают Гранаду в свои маршруты, только чтобы увидеть ажурные арки Альгамбры, украшенные арабской вязью. Молодая кассирша за стеклом. Равнодушная, но не без хитринки, сообщает, что на сегодня билетов нет: «В полночь в виртуальном магазине открываются продажи на следующий день. Ловите там».

У нас нет возможности «ловить», потому что завтра мы будем уже далеко. Гранада появилась в планах спонтанно, поэтому времени на маневры с билетами нет совершенно. Мы в растерянности, пытаемся сообразить, что делать дальше.

– Это они всем так говорят: «ловите». На самом деле вы ничего не поймаете, потому что сейчас высокий сезон, желающих попасть сюда много, и входная квота на день давно распределена, – внезапно из-за спины вырастает незнакомец в полосатой футболке и забавной ковбойской шляпе. На груди бейдж с именем – Питер – и названием какой-то организации. Значит, наш Питер – лицо вроде как официальное. 

– Я слышал ваш разговор у кассы и могу вам помочь», – говорит ковбой Питер.

Ну начинается… Заплатите столько-то, получите то-то. Только у нас и только для вас. Или еще лучше – ничего не платите, рассчитаемся как-нибудь... Не желаете ли выпить кофе? Тут и друг за углом стоит…

В арабских сталактитовых сводах около пяти тысяч ячеек (фото: Валерия Калашникова)
В арабских сталактитовых сводах около пяти тысяч ячеек (фото: Валерия Калашникова)

– У меня есть свободный входной билет, я могу вам его отдать.

Внутренних вопросов после этого как минимум три. Во-первых, с чего такая щедрость? На сердечную заботу о ближнем как-то не очень похоже. Во-вторых, знаем мы эти истории про подделки. Полиция увидит, вот и объясняй им потом про случайных ковбоев в полосатых футболках. Ну и, в-третьих, нас двое – я и Ира, а билет один.  

– И что, вот так вот просто и отдадите? – русские, всегда готовые к подвоху, не сдаются.

– Один из туристов в моей группе не приехал, внезапно передумал. Билет уже оплачен, забронировано время входа, и если его никто не использует, он просто пропадет. 

Оказывается, Питер – частный гид, который организует индивидуальные путешествия по Испании для клиентов со всего мира. 

Ну что же, пусть хоть кто-то из нас осуществит задуманное и увидит Альгамбру изнутри. Решаю отдать билет подруге. Время посещения – уже буквально через пару минут. На всякий случай провожаю ее до входа к маврам: вдруг все-таки подвох. Нет, все хорошо. За подругу рада, но грустно: тоже ведь хочется взглянуть хоть одним глазком. Кто знает, может, другого шанса не будет. 

– Если подождете часок, мой коллега принесет еще один билет, – вдруг сообщает Питер.

Это просто испанские чудеса какие-то… Второй турист только что отправил сообщение, что плохо себя чувствует и ему не до мавров с их крепостями. 

От видов на город захватывает дух (фото: Валерия Калашникова)
От видов на город захватывает дух (фото: Валерия Калашникова)

Пока мы ждали коллегу Питера, он рассказал, что сам родом из Англии, но после того, как много лет назад влюбился в Гранаду, купил здесь дом и сегодня возит сюда людей, показывая им красоту испанского юга. Он размещает их в собственном доме, принимает, как дорогих гостей, и рад, если они уезжают, тоже влюбившись в этот край. 

По правде говоря, остаться равнодушным к Гранаде невозможно. Здесь, где на каждом шагу невероятно гармонично соединяются запад и восток, европейская предприимчивость и арабский колорит, где чуть ли не из каждого окошка доносятся «пальмас» – ритмичные хлопки ладоней, традиционные для фламенко… Ко всему этому трудно ничего не чувствовать. Эта пестрота и сумбурность может раздражать, умилять, восхищать, надоедать или сводить с ума. Словом, вызывать что угодно, но только не равнодушие. 

– Так вы же знаете, что российский президент купил здесь недвижимость? У нас газеты писали, – улыбается Питер. – А вот и мой коллега с билетом. 

Получаю пропуск в сказку, и мы на прощание пожимаем друг другу руки. Все-таки хороший мужик этот наш ковбой Питер. Уже собравшись идти ко входу, я окликаю его еще раз.

– Скажите хоть, кто этот благодетель, кто оплатил мне билет?

– Обычный американский пенсионер.

Арабские письмена в декоре крепости (фото: Валерия Калашникова)
Арабские письмена в декоре крепости (фото: Валерия Калашникова)

* * *

Звуки фламенко в Гранаде слышны повсюду. Либо голос, либо гитара, либо «пальмас», а чаще – все вместе. Говорят, что сегодня, когда в Испанию приезжает так много туристов, фламенко все больше превращается в развлечение для приезжих и все меньше придают значения аутентичности. Его называют «шоу» и исполняют не только на юге, где оно родилось, но и на севере страны, в Мадриде и даже в Барселоне. Говорят, исполняют его и профессионалы, и дилетанты, мол, туристы все равно не различат. Все больше коммерции, все меньше душевности. 

Наверное, нам повезло. Свое фламенко мы нашли в маленьком ресторанчике на одной из отдаленных от центра улиц. Забрели случайно – ни входных билетов, ни строгих администраторов, рассаживающих по местам. Обычный ресторанчик, где по вечерам артисты выходят на сцену, чтобы показать то, что умеют, ну и немного заработать. Даже выразительных костюмов на них нет, чтобы посетители могли сделать эффектную «картинку». Все по-простому. И понимаешь, что, возможно, эти трое на сцене – девушка-танцовщица, ее партнер-вокалист и гитарист – не состоявшиеся на больших подмостках артисты. Но они испанцы, а фламенко – их кровь. Даже не обладая огромным талантом, эти трое не жалеют себя, чтобы зритель понял про фламенко все, что надо, восхищенно воскликнул «ах!» и проводил аплодисментами.

«Цыганские пещеры» в районе Сакромонте недалеко от Альгамбры – центр фламенко в Гранаде (фото: Валерия Калашникова)
«Цыганские пещеры» в районе Сакромонте недалеко от Альгамбры – центр фламенко в Гранаде (фото: Валерия Калашникова)

Выходя из ресторана после выступления, мы увидели, как парень-гитарист с зачехленным инструментом за спиной курил сигарету. Его движения были неспешными и усталыми. Следом на пороге появились танцовщица и ее партнер. Они обсуждали, как лучше выехать. Мы поблагодарили ребят за вечер. Они, кажется, не ожидали и улыбнулись: «Спасибо!». Похвала была им по душе. Еще одно маленькое испанское чудо свершилось. На улице было тепло и уютно. Теперь можно домой.

А дома, то есть в хостеле, где еще утром нас встретила наша землячка Ольга, нас ждало третье чудо. «Хорошее вино здесь можно в любом супермаркете за пару евро купить. Это не Россия», – сказала она утром, когда мы приехали и спрашивали совета, где перекусить что-нибудь недорогое и вкусное. Ольга – из Самары, уехала в Испанию двадцать лет назад, вслед за супругом, и практически все это время работает администратором небольшого хостела. Говорит, Гранада – самое чудесное место в стране. Город маленький, атмосферный, и в нем никогда не скучно. Окруженный грядой Сьерра-Невады, он красив и зимой, и летом. Даже несмотря на все противоречия, которые раздирают Испанию последние годы, она ни за что не вернулась бы назад. Сегодня ее дом здесь. 

Белоснежные верхушки Сьерра-Невады видны отовсюду (фото: Валерия Калашникова)
Белоснежные верхушки Сьерра-Невады видны отовсюду (фото: Валерия Калашникова)

– Вечером я вам принесу настоящее испанское вино. Хочу сделать подарок своим соотечественникам, – совершено серьезно сказала Ольга. 

Свое обещание она исполнила. Вечером нас ждала бутылка вина и сверток с козьим сыром в придачу. В кухне был накрыт небольшой стол с нехитрыми закусками. 

Это был странный день, полный, казалось бы, простых, но в то же время совершенно неправдоподобных событий. 

Завтра нужно было уезжать. Уезжать не хотелось, но мы обещали Ольге, что передадим от нее привет России. Надо было исполнить ее просьбу. 

В Гранаде есть районы, улочки которых полны народа, а есть – пустынные. И неизвестно, на каких приятнее (фото: Валерия Калашникова)
В Гранаде есть районы, улочки которых полны народа, а есть – пустынные. И неизвестно, на каких приятнее (фото: Валерия Калашникова)
У нас будет еще много интересного. Подписывайтесь на канал Русский следопыт, ставьте лайки