С детства мы часто слышим различные фразы родителей, которые они раз за разом повторяют. И с одной стороны эти фразы направлены на улучшение нас. А с другой стороны, эти фразы мы усваиваем как собственные убеждения, которые ведут нас через жизнь, и они уже не делают нас лучше…
Сегодня мы рассмотрим четыре убеждения и пять стратегий изменения этих концепций.
Первое убеждение: «Я ничего не могу сделать как следует».
Это болезненное и несправедливое представление идет из детства, когда родители посылали ребенку порицания, негативную обратную связь.
При частом порицании подобной фразой формируется запуганность, осторожность, мы отказываемся рисковать, боимся продвигаться вперед. Нам начинает казаться, что мы повсюду виноваты. А уверенность в том, что мы ничего не можем сделать как следует, губит наше самоуважение, и препятствует самораскрытию.
Чтобы начать преодолевать это убеждение, попробуйте выполнить это упражнение.
Нарисуйте картинку или напишите несколько строк, иллюстрирующих то, что сидит в вашей памяти с самого детства и показывает: «Я ничего не могу сделать как следует». Обсудите эту картинку с тем человеком, кому вы доверяете или с психологом.
Если нет человека, с кем вы можете обсуждать эти вопросы, делайте это путем записей в дневнике:
Что могли вы чувствовать тогда, когда вы это услышали впервые или повторно?
Что вы чувствуете сейчас по этому поводу?
Как вы можете отреагировать на это сегодня?
Что бы вы сказали тому обиженному ребенку с высоты вашего текущего возраста? С позиции любящего родителя того ребенка?
Если нет человека, с кем вы можете обсуждать эти вопросы, делайте это путем записей в дневнике. Возьмите на себя обязательство высоко ценить свои способности!
Второе убеждение:«Я не могу правильно думать».
Что питает такое убеждение? Когда ребенок видит одно, а ему говорят, что он должен видеть что-то иное, это путает его, сбивает с толку. Ребенок начинает не доверять своему мышлению. Все в его сознании перекручивается, иногда ставится с ног на голову. «Отец так много работает. Иногда ему надо расслабиться, понимаешь ли ты это?» Этому способствуют и часто произносимые в адрес ребенка слова «Ты соображаешь, что ты городишь?».
Игнорирование какого-либо факта мешает ясному мышлению.
Признавать реальность больно. Думать о проблеме прямолинейно, назвать вещи своими именами похоже на предательство, а предательство привносит чувство вины. Притвориться получается надежнее, чем протестовать.
Чтобы начать преодолевать это убеждение, попробуйте выполнить это упражнение.
Изобразите в виде иллюстрации или напишите несколько строк о вашем убеждении «Я не могу правильно думать».
Обсудите эту картинку с тем человеком, кому вы доверяете или с психологом. Если нет человека, с кем вы можете обсуждать эти вопросы, делайте это путем записей в дневнике, отвечая на вопросы из первого упражнения.
Третье убеждение: «Я никому не могу доверять, кроме себя».
Взрослые люди могут доверять другим, если в их детстве удовлетворялись основные физические и эмоциональные потребности. Доверие впитывается ребенком тогда, когда окружение надежно и люди честны с ним. Эти условия часто отсутствуют в семьях.
Если ребенок сталкивался с жестоким обращением, если поведение родителей непредсказуемо, он не может доверять даже близким. Такой ребенок всегда бдит, всегда начеку и ожидает худшего. Он может подозревать каждого. У него не удовлетворена важнейшая потребность человека – потребность в безопасности. Неудовлетворенность в безопасности остается и в зрелом возрасте.
Чтобы начать преодолевать это убеждение, попробуйте выполнить это упражнение.
Нарисуйте картинку или опишите ситуацию, иллюстрирующую сидящее в вашей памяти верование: «Я никому не могу доверять, кроме как самому себе».
Обсудите эту картинку с тем человеком, кому вы доверяете или с психологом. Если нет человека, с кем вы можете обсуждать эти вопросы, делайте это путем записей в дневнике, отвечая на вопросы из первого упражнения.
Четвертое убеждение: «Я не должен что-либо чувствовать или выражать свои чувства».
Очень часто дети в семьях научаются подавлять свои чувства. Они перенимают это от родителей, которые тоже отказываются иметь дело со своими истинными чувствами. Отказу от чувств у детей способствуют критицизм и высмеивание родителей, когда дети рискуют проявлять свои чувства. Часто семейная атмосфера поощряет фантазии детей и отрицание реальности. Отказ от чувств – это природный механизм обезболивания, «заморозка». На какое-то время это помогает. Затем убивает саму жизнь, начинаются психосоматические болезни.
Чтобы начать преодолевать это убеждение, попробуйте выполнить это упражнение.
Теперь настало время проиллюстрировать и представление о том, что вы не должны что-либо чувствовать или выражать свои чувства. Нарисуйте картинку или напишите несколько слов об этом.
Обсудите эту картинку с тем человеком, кому вы доверяете или с психологом. Если нет человека, с кем вы можете обсуждать эти вопросы, делайте это путем записей в дневнике, отвечая на вопросы из первого упражнения.
Поведенческое приспособление ради любви.
Все четыре представления о себе порождают многочисленные долженствования. Например, ребенок мог верить, что он должен молчать, быть «тише воды, ниже травы». Или ребенку говорили, что он должен быть сильным, всегда выглядеть счастливым, не должен обсуждать домашние дела с кем-либо вне дома.
Каждый ребенок хочет быть любимым. Поэтому исправно играл в эту игру, выполняя все правила. «Когда меня полюбят, – верил ребенок, – у нас дома воцарится покой и безопасность. Тогда меня будут считать ценным человеком». Поведение ребенка было приспособлено к тому, чтобы он почувствовал себя любимым.
Чтобы начать преодолевать это убеждение, попробуйте выполнить это упражнение.
Вспомните, что вы делали в детстве, чтобы завоевать любовь в семье. Для этого продолжите следующие фразы:
Чтобы меня полюбили, я должен (-а) была…
Чтобы меня любили, я чувствовал(-а), что я не должен(-а)…
Нарисуйте или напишите несколько слов о том, что вы делали, чтобы завоевать любовь, в возрасте 6, 12 и 17 лет.
Обсудите эту картинку с тем человеком, кому вы доверяете или с психологом. Если нет человека, с кем вы можете обсуждать эти вопросы, делайте это путем записей в дневнике, отвечая на вопросы из первого упражнения.
Меняем программу своей жизни.
Подобно тому как компьютер работает по вставленной в него программе, человек тоже имеет встроенную в его сознание и подсознание программу. То, о чем вы прочитали, и есть программа жизни. К сожалению, она устойчива и работает сходным образом даже при изменившихся условиях. Возраст бывших детей поменялся, а реакции остались такими же, какие были в детском, подростковом возрасте. Иначе это явление может называться семейным сценарием. Изменить программу, внести коррективы в семейный сценарий трудно, но можно. Если даже это небольшие изменения, то улучшение качества жизни может быть огромным. Вот уж где «чуть-чуть» значит очень много.