Это есть такой термин в истории искусства, очень любопытный. (Нет, это не означает «милиционер иранского происхождения»).
Исходный термин — немецкое слово Perserschutt (букв. "персидский [строительный] мусор [щебень]"), и он относится к крайне ценным археологическим находкам.
Дело было так: в 480 году до н.э. персы пришли с войной в Грецию.
И даже захватили сам Акропольский холм (а это не такое уж и простое дело).
Сами афиняне на время погрома эвакуировались кто куда. А когда вернулись домой, то застали в городе полный бардак. Персы разграбили все, что можно, дома и храмы подожгли, а статуи поскидывали с постаментов (повыковыряв с них перламутровые глазки).
Но бюджет у мэрии был большой, и подумав немного, афиняне решили не реставрировать разбитое, а отгрохать себе новое. Оскверненные и разбитые скульптуры торжественно захоронили. И украсили Афины новыми, красивенькими зданиями и статуями (заказав их местным ремесленникам, и тем самым обеспечив рабочие места в разоренной стране, что очень мудро экономически).
С точки зрения искусства это важно тем, что предыдущая обстановка Акрополя была выполнена в стиле архаики и ранней классики. А теперь, из-за того, что архаику война смела бульдозером, Перикл и др. градоначальники получили возможность заказать новый облик города уже мастерам нового поколения — представителям высокой классики. То есть САМОГО лучшего стиля в мировом искусстве (все последующие поколения будут пытаться либо его победить, либо ему подражать -- и в обоих случаях безуспешно, хотя попытки победить все-таки интересней разглядывать).
Что было дальше с точки зрения археологии и музейного дела: классические (а также последующие эллинистические) скульптуры в Афинах оставались на виду. Их грабили римляне. Их вывозили византийцы. Их пережигали на известь оттоманы (владевшие страной почти полтысячелетия). Наконец, в начале 19 века приехал лорд Элджин и вывез в Англию все, что осталось приличного. В последующие полвека освобожденные от турок Афины стали модным местом, и все европейцы перли оттуда всю античность, какую только было можно.
Само новорожденное греческое государство только крепло, ему было немножко не до этих стервятников. В итоге в афинских музеях, по идее, оказалось намного меньше произведений афинского искусства, чем в прочих "культурных" странах.
Но, слава богу, экспонаты, чтобы наполнить музеи Афин, нашлись. Потому что существует археология. И то, что выкопали, когда Греция уже окрепла и спохватилась, что из нее все тырят, и пресекла это пагубное дело, как раз оказалось в местных музеях. Именно поэтому великие произведения эпохи классики — в Парижах и Лондонах всяких, зато более древняя архаика лучше представлена на родине. (А еще ее меньше воровали через границу в 19 веке, потому что считали уродливой и не ценили).
Самое ценное — это "персидский мусор".
Представляете себе радость и ошеломление археологов, когда в 1863 году перед ними в карьере открылись эти сокровища искусства! По слоям быстро вычислили дату "захоронения" и восстановили его обстоятельства.
Первая порция была найдена в 1863-6 гг. французским археологом Шарлем Эрнестом Бёле. Вторую дозу раскопали в 1885-90 гг Панайотис Каввадис, Вильгельм Дёрпфельд и Георг Каверау.
Среди находок — многочисленные архаические коры, а также фрагменты фронтонов храмов, которые предположительно были расположены на Акрополе.
На многих скульптурах хорошо сохранились следы краски, которые позволяют сделать выводы о том, как раскрашивались раньше скульптуры (с классики же, которая была в открытом доступе, все давно выветрилось).
Сегодня ими можно насладиться в залах Нового музея Акрополя, прямо у подножия легендарного холма.
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.