Родители боятся детских слез. Боятся, когда дети грустят, тоскуют, горюют. Они считают, что их задача в том, чтобы успокоить ребенка. Похоже, они думают, что переживать "негативные" чувства ребенку не стоит. Слово "негативные" мне не очень нравится, но другого, которым можно объединить любые тяжелые, неприятные, неодобряемые обществом чувства (такие как грусть, печаль, горе, страх, гнев, ярость, зависть и т.д.), я пока не нашла.
Не бойся. Не злись. Не расстраивайся. Не грусти. Не ной. Не плачь.
Почему все это запрещается? Причины могут быть очень разные. Кто-то не может выдерживать эти чувства, потому что ему не разрешали их переживать, и он повторяет этот сценарий. Кто-то чувствует вину за то, что он "плохой" родитель, если его ребенок расстраивается. Кто-то чувствует стыд за ребенка. Кто-то чувствует страх, беспокоится, что с ребенком что-то не то.
Ребенок плачет, грустит, горюет. Действительно, почему бы его не успокоить, почему бы не постараться оградить от болезненных и грустных переживаний? Ведь это же хорошо!
Хорошо ли? Полагаю, что нет.
Если ребенок не будет в детстве переживать грусть и горе, если его будут все время успокаивать, то как он научится с этими чувствами быть и переживать их? Если у него не будет такого опыта, что он будет делать, когда столкнется с ними в будущем?
Вот девушка. Ей около тридцати лет. Она столкнулась с предательством, с утратой близких отношений и любимого человека. Ей страшно, тяжело, невыносимо больно. Она потеряла не только любимого человека и отношения, у нее рухнули все представления о мире. В том мире, который представляла она, не было предательства, боли, горя, чего-то такого, что не поддается ее пониманию. Нет, она знала, конечно, что это существует. Но она жила в иллюзии, что с ней этого не случится. И теперь, когда она с этим все-таки встретилась, она всерьез думает о суициде. Потому что она не знает и не понимает, как жить дальше. Рухнул весь ее мир.
Мы говорим о том, как она переживала горе в детстве. Как переживали горестные и сложные ситуации ее родители. Каков ее опыт и каков опыт, который она наблюдала. Она пытается вспомнить и говорит, что его как будто и нет. Ее настойчиво прятали от грустных и горестных событий, ее прятали от того, как переживают что-то подобное ее родители, ее прятали и от себя самой, ведь стоило ей начать грустить, как ее сразу пытались развеселить, порадовать или, на крайний случай, запретить грустить. Она чувствовала грусть, но те люди, которым она слепо верила на том этапе жизни, говорили ей, что этому чувству нет места.
И вот она сталкивается с тем, с чем неизбежно столкнулась бы рано или поздно. С тем, что присутствует в нашей жизни, как бы не хотелось от этого спрятаться. И она не может с этим справиться. Единственный выход, который она видит - это самоубийство.
Не бойтесь слез детей. Не ограждайте их от беспокойства и горя. Не прячьте от них свои чувства - называйте их, показывайте, как вы с ними обходитесь. Показывайте, что это все есть, что это происходит. И тем самым показывайте то, что с этим в итоге можно справиться.